Татьяна
Консультация для педагогов на тему «Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащение и глубокое осмысление теоретических знаний по данной теме. Закрепление умений использовать полученные знания на практике. Развивать творчество, инициативу воспитателей, желание использовать полученные знания в практической работе.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Формировать у детей экологическую культуру необходимо с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Обогащаются новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Формирование экологической культуры через ознакомление детей с природой родного края“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её - дело непростое. Для этого воспитатель должен уметь жить в гармонии с природой, чтобы дети стремились ему подражать. Дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой воспитатель личным примером демонстрирует детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвует в природоохранной деятельности.
Формирование экологической культуры средствами родной природы положительно влияет на процессы нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее.
В рамках реализации регионального компонента «Мое Подмосковье» целый блок выделен на формирование экологической культуры дошкольников посредством ознакомления с природой родного края.
Первым и основополагающим знанием для детей является определение на карте места своего проживания. Для этого необходимо с детьми изучать карту России, карту Московской области (местоположение Одинцовского округа и города Одинцово на карте Московской области).
Изучение карт включает в себя также изучение названий рек, протекающих в Одинцовском округе ( водный ресурс: Москва, Сетунь, Жуковка, Сторожка и др.).
Достаточно обширным является блок о природе Подмосковья.
Он включает в себя весь растительный мир: Деревья, кустарники, травы, цветы, грибы и т. д.
Растения лесные и полевые, виды деревьев, произрастающих на территории Одинцовского округа (береза, ель, сосна, дуб, осина и т. д.).
Сюда же можно отнести сезонные изменения в природе, наблюдения за погодой и окружающей средой, климатом.
Природа Подмосковного края. Формирование у детей представлений об обитателях местных лесов (олень, лисица, рысь, заяц, волк, еж и т. д.).
Обитатели рек (плотва, карась, лещ, линь, щука и т. д.).
Обитатели озер и болот и т. д. (бобер, цапля, утка, выдра и т. д.).
Условия обитания животных, их приспособление к сезонным изменениям в природе, цепи питания.
Также сюда относится изучение птиц, проживающих на территории Одинцовского округа и Подмосковья (перелетные/зимующие, хищные/не хищные).
Отдельно стоит сказать о Красной книге Подмосковья. Краснокнижные растения, животные.
Сейчас хочу рассказать о методах, применяемых в работе по ознакомлению детей с природой Подмосковья.
Наглядные методы.
В течение всего года с детьми нужно проводить постоянные наблюдения за изменениями в природе. Одним из интересных и информативных занятий может стать заполнение календаря природы.
В разгар зимней подкормки можно использовать календарь наблюдений за птицами: дети могут обозначать птиц значками или галочками соответствующего цвета, вклеивать картинки или собственные рисунки.
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры.
Рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины.
В наглядном методе интересно и познавательно для детей использование мультимедийных технологий. При ознакомлении детей с природой в детском саду используются презентации, кинофильмы, мультфильмы.
Помогают детям в получении знаний о природе родного края экскурсия или экологическая тропа на территории дошкольного учреждения. Можно начать работу с изготовления карты-схемы прохождения маршрута и описания всех объектов на нём. Объекты самые разные: деревья и кустарники данной местности, где дети упражняются в правилах поведения в природе, огород и цветники, где занимаются и трудовой, и опытной деятельностью.
Игровые методы.
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветке».
Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний.
Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием природным явлениям, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».
В последнее время появились игры-квесты. Это игры с цепочкой заданий, помогающих в решении какой-либо проблемы и поиску ее разрешения. Их можно организовать, основываясь на уже имеющихся у детей знаниях, а можно как изучение нового материала. Подобные игры можно проводить как в группе, так и на улице.
Практические методы.
Элементарные опыты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях. Оно предполагает активное воздействие на предмет или явление, их преобразование в соответствии с поставленной целью. Опыт используют как способ решения познавательной задачи. Решение познавательной задачи требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.
По результатам наблюдений, экскурсий можно сделать гербарий растений, коллекцию семян и плодов. Дети с удовольствием будут листать альбом, сделанный собственными руками. Гербарий может быть собран из растений, растущих на территории детского сада или в ближайшем лесу.
Словесные методы.
Один из основных видов – рассказ воспитателя. Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, мультфильмами.
Следующий вид – беседа. Выделяют два вида: итоговую и предварительную. Предварительная используется перед наблюдением, экскурсией. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
Чтение художественной литературы. Детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности. Художественная литература о природе родного края, обитателях лесов, глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми воспитатель проводит беседу, задаёт вопросы.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие).
- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.