Ольга Винникова
Консультация для педагогов «Техника безопасности при проведении физкультурных занятий и подвижных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в ДО. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества. Для предотвращения травматизма детей при проведении подвижных игр и физкультурных занятиях должны соблюдаться все правила организации занятия, требования к методике преподавания физической деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических условий и форм одежды. Обязательный систематический врачебный контроль над физическим состоянием детей, осознано оценивать значение страховки и помощи; место занятия, инвентарь и оборудование должно находиться в удовлетворительном состоянии. На занятиях по физической культуре в каждой возрастной группе присутствуют двое взрослых: инструктор по физкультуре и воспитатель.
Публикация «Консультация для педагогов „Техника безопасности при проведении физкультурных занятий и подвижных игр“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Конечно, организует и проводит занятие инструктор.
Задача воспитателя - помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников, следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми.
К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам: обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. Это позволит воспитателю быть свободным в движениях, благодаря чему он сможет включиться в образовательную деятельность по физическому развитию. Третье физкультурное занятие проводится на улице в форме оздоровительно- игрового часа, которое направлено на удовлетворение потребности ребенка в движении, оздоровление посредством пребывания на свежем воздухе в сочетании с физической нагрузкой, организуемое в игровой форме. Такие занятия проводятся воспитателем, под строгим контролем инструктора по физической культуре в соответствии с учебным планом. При составлении конспектов оздоровительно- игрового часа инструктором по физической культуре учитывается сезонность: повышение двигательной активности в весенне-летний период и ее снижение в осенне-зимний период.
Игра— относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Коллективные подвижные игры— это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые группы, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличения подвижности нервных процессов.
Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.
Во время проведение подвижных игр педагогу нужно особенно обращать внимание на правила игры и двигательные действия детей.
Правила— обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициатива играющих в рамках правил игры.
Часто подвижные игры вызывают усталость детей. Незначительная усталость, вызванная подвижной игрой полезна, так как систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но ребенок, увлекшись игрой, может пере возбудиться, переутомиться.
Внешними признаками переутомления являются резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, чрезмерная одышка, ухудшение координации движений. В таком случае ребенок может жаловаться на легкое головокружение, усталость. Также признаком переутомления является снижение интереса к игре.
Для того, чтобы у ребенка сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, необходимо чередовать игры разного характера, сочетать игры с высокой двигательной активностью с более спокойными видами деятельности.
Дети младшего дошкольного возраста очень активны. Они много двигаются, ходят, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам, катаются с горок, прыгают и т. п. Но двигательный опыт младшего дошкольника еще невелик, движения еще мало координированы. Ориентировка в пространстве затруднительна для ребенка этого возраста. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков. Подвижныеигры для дошкольников служат именно развитию координации движений, инициативности и самостоятельности.
Для повышения активности и обогащения движений детей нужно создать необходимые условия. Используйте в играх различные предметы, игрушки (мячи, шарики, кубики, обручи). Эти предметы вызовут большой интерес и дадут стимул к различным двигательным действиям. Однако организация подвижных игр с малышами требует непосредственного участия взрослого и пристального внимания с его стороны.
Подвижные игры для дошкольников старшего возраста заметно отличаются от подвижных игр для дошкольников младшего возраста. Это связано с возрастными характеристиками.
Дети 5-6 лет более самостоятельны и активны. В этом возрасте их движения становятся более точными, ловкими, быстрыми. Они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют сообща со сверстниками. Детей этого возраста привлекают более сложные подвижные игры.
При проведении подвижных игр для дошкольников старшего возраста надо объяснить детям определенные правила. Несмотря на то, что дети в этом возрасте уже достаточно самостоятельны, имеют достаточный двигательный опыт, активны, они нуждаются в руководстве взрослого.
Если вы играете с командой детей, чтобы у них не возникали споры из-за того, кто будет водящим, кто начнет игру, нужно научить их простым считалкам. При помощи считалки можно легко и быстро выбрать водящего.
Задача каждого педагога, занимающегося физическими упражнениями с детьми, не только развивать физическое здоровье подопечных, но и не допустить из-за недосмотра травм, ушибов, ухудшения общего состояния ребенка. Для этого существуют определенные правила по технике безопасности при занятии физическими упражнениями, подвижными играми, которые каждый педагог обязан строго соблюдать и требовать того же от занимающихся.