Любовь Петровна Коробкова
Консультация для педагогов «Создание развивающей среды для интеллектуального развития младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда младшего дошкольного возраста оказывает определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка. Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную, воспитательную, организационную, стимулирующую, коммуникативную функции. Детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в более важных для его развития сферах жизнедеятельности. Предметно-развивающая среда — это комплекс санитарно-гигиенических, материально-технических, психолого-педагогических, эстетических условий, обеспечивающих организацию жизнедеятельности детей в ДОУ.
Публикация «Консультация для педагогов „Создание развивающей среды для интеллектуального развития младших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Воспитателю необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития каждого ребенка, знать группу в целом, чтобы не ставить перед ними непосильные задачи. Предметная среда должна создаваться с учётом возрастных возможностей детей, половых склонностей и интересов и конструироваться так, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя занятие по душе. Подбор материалов, дидактических игр, пособий, детской литературы должен учитывать особенности разных уровней развития детей и помогать осуществлять требуемую коррекцию для положительного продвижения каждого ребёнка. Среда развития дошкольника в детском саду это набор отдельных тематических уголков, где происходит подготовка детей к дальнейшему обучению, в которой он находится значительную часть времени, где может реализовать свои задумки, интересы.
Главное в младшем дошкольном возрасте максимальное погружение ребенка в деятельность, потому что способности – понятие динамическое, они существуют в развитие, а развитие осуществляется только в деятельности, только в процессе активного участия в ней воспитанников. Важное условие - очень доступная, развивающая среда, которая должна быть открыта, мобильна, ориентирована на зону ближайшего развития ребенка.
Дети младшего дошкольного возраста предпочитают играть «вместе» и «рядом», для этого тоже должны быть созданы все условия. При этом начинает формироваться коммуникативные навыки в игре, и это предполагает создание обстановки и для сюжетно-ролевых игр.
В групповой комнате выделяется место для сюжетно-ролевых игр, где размещается кукольный уголок с необходимым количеством различных предметов: мебели, посуды, куклы (маленькие, средние и большие, машины также разных размеров и другие атрибуты для игры. На следующем этапе обучения также используются сюжетно-дидактические игры: «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «День рождения куклы», «Магазин вещей», «Магазин фруктов», «Зоопарк», «Аптека», «Почта» и т. п.
В группе создаются уголки для театрализованных игр. В них выделяют пальчиковый театр, театр на рукавичках, режиссерские игры, настольный театр, костюмы для игр-драматизаций, театр Би- ба- бо. Все это может быть использовано в процессе театрализованных игр с математическим содержанием.
В зоне чтения художественной литературы и рассматривания иллюстраций обязательно необходимо расположить книжную полку, где выставленные книги выполняют информационно-ориентировочную роль, привлекая внимание детей. Кроме этого в свободном распоряжении дошкольников должно иметься достаточное количество книг, а также тематические папки с детскими рисунками, картинками, фотографиями для свободного рассматривания детьми.
В младшем возрасте необходимо формировать интерес к конструированию. Конструктор размещают в различных местах группы, рядом с игрушками. В центре конструирования выставляются разнообразные строительные наборы, конструкторы Lego, тематические конструкторы, которые позволяют детям знакомиться с количественными, геометрическими, пространственными представлениями и представлениями о величине.
Поскольку младший дошкольный возраст — период благоприятный для развития слухового восприятия, необходимо создавать условия для экспериментирования ребёнка со звуками. Для этого в группе должен быть магнитофон с записями музыки: классической, детских песен, песен из мультфильмов, сказок, выразительного чтения стихов. А также музыкальные инструменты: маракасы, бубен, барабан, металлофон, ксилофон, колокольчики, треугольники и т. д.
Для расширения жизненного опыта детей, развития их эмоционального и познавательного интереса в группе оформлены полочка будущей постройки, полочка ассоциативной информации, полочка миров, полочка избыточной информации, книжная полочка, хрестоматийная полочка, полочка технической игрушки, полочка красоты, полочка регионального компонента. Они также могут использоваться и для работы по формированию у детей математических представлений.
Для формирования экологических представлений необходимо оформить экологическое окно: дети знакомятся с животными, птицами, насекомыми, их строением и средой обитания. В ней создаются ситуации, отражающие процессы жизнедеятельности животного и растительного мира. Здесь дети с взрослыми проводят эксперименты, которые доступны для их возраста. Имеется аквариум, размещаются живой уголок, комнатные растения, приборы для опытов и наблюдений, природный материал. Шишки, веточки, желуди, каштаны, орехи, семечки и т. п. используются и для формирования математических представлений, дети могут их считать, сравнивать по величине и форме, располагать в пространстве. Должны находиться дидактические игры «Дикие животные» «Домашние животные», «Грибы и ягоды», «Кто что ест», «Чья мама», «Собери картинку» (экологического содержания).
Физкультурный уголок, который создается с целью физического, гармонического и интеллектуального развития детей. Выполняя ОРУ, подвижных игр дети учатся ориентироваться, знакомятся с понятиями один, много, левая, правая сторона. Идет закрепление цвета и формы оборудования, обращается внимание на широкие – узкие, длинные - короткие дорожки. Воспитатели совместно с родителями и детьми могут изготовить нетрадиционное оборудование: ребристые дорожки, массажные коврики для стоп различные гири, гантели, мешочки наполненные фасолью, гречкой.
Необходим уголок для развития мелкой моторики рук : шнуровки, коврики для сенсорного развития, развивающие коврики с липучками, пуговками, крючочками, шнуровкой и т. д.
Необходим уголок самостоятельной ИЗО деятельности, где ребенок по желанию может рисовать карандашами, гуашью, самостоятельно лепить из пластилина и глины. При рисование закрепляется цвет, при лепке из глины и пластилина идет знакомство со свойствами материалов (мягкий, твердый).
Вывод: Предметно-пространственная среда в группе должна быть ориентирована на зону «ближайшего развития», т. е. иметь знакомые и незнакомые предметы и материалы, которыми дети будут овладевать самостоятельно и с помощью взрослого. Довольно значимое место в развивающей среде отводится ее наполнению. Детские уголки раз в месяц должны пополнятся, обновляться. Учитывая возрастные особенности необходимо на игровых полках иметь по 5- 6 одинаковых игрушек. Педагогическая значимость игровых материалов, которые представлены в уголках, заключается в том, что их можно творчески интерпретировать, учитывая развитие каждого воспитанника. Это обеспечивает комфорт, успешность и преуспевание каждого ребенка во всех сферах деятельности.
Игрушки необходимо подбирать правильно: однородных цветов, правильной, несложной формы, разных размеров, разной величины, они должны быть выполнены из разнообразных материалов. Все эти игрушки выставляются по мере того, как дети овладевают теми или иными представлениями. Для каждого этапа обучения детям предлагаются только такие игры, которые доступны им, следуя из психофизических особенностей развития. Некоторые игры могут использоваться для взаимодействия ребенка с взрослым, если это необходимо для его индивидуального развития.