Оксана Быкова
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии. Электронные образовательные ресурсы»
▼ Скачать
В современном мире в работе с детьми с речевыми нарушениями сейчас недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов для устранения недостатков речи, способствующих росту мотивации у дошкольников, обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы.
Публикация «Консультация для педагогов „Современные образовательные технологии, Электронные образовательные ресурсы“» размещена в разделах
- Безопасность в быту, ребенок один дома. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с традиционными видами работ рекомендуется использовать современные технологии, нетрадиционные методы и приемы. К современным технологиям относят
Информационно-коммуникационные технологии :
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям (Использование мультимедийных презентаций).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний
Внедрение ЭОР в логопедическую практику набирает обороты. Всё больше детских садов приобретают компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, интерактивные столы, проекторы с экранами. Но наличие оборудования не обеспечивает повышения качества предоставляемых образовательных услуг без наличия соответствующего программного обеспечения. Поэтому вопрос о подборе ЭОР и программ для работы логопедов в настоящее время становится всё более актуальным для организации деятельности
Применение ЭОР в работе логопедов имеет ряд очевидных достоинств, таких как наглядность (сочетание текста и мультимедиа, интерактивность, доступность в любое время, в любом месте (при использовании дистанционных технологий, гибкость и т. д
ЭОР в работе учителя-логопеда стоит рассматривать в зависимости от направлений деятельности и ее видов. Особенно распространена информационная поддержка деятельности логопеда средствами сети Internet. Современное нормативно-правовое обеспечение деятельности логопедов можно найти на сайтах «Гарант», «Консультант+». В консультативной, культурно-просветительской и методической работе логопед может использовать информационные интернет-ресурсы для удобства хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации; оформления отчетной и текущей документации; использования сети Интернет для самообразования (нахождения электронных учебников, статей по необходимой тематике); создания электронного банка данных : воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям; создания, копирования, редактирования, тиражирования стимульного материала для занятий, бланков заданий; создания своего электронного адреса, блога, интернет-сайта. Может проводиться работа с электронными документами : планы работы / циклограммы деятельности, журналы учета / мониторинга, журналы рабочих контактов, отчеты, речевые карты и логопедические дневники.
При использовании образовательных порталов и сайтов учителя-логопеды знакомятся с инновациями в научном и методическом обеспечении, обмениваются опытом, подбирают дидактический материал. Такие действия возможны на следующих сайтах: «Игробуквотека», «Логопед. ru», «Логопедия для всех», «Логопункт», «Логопеды. ru», «Логопед-мастер», «Заикание. ru», «Логозаврия», «logopediya.com : Логопед», «Мерсибо»
Электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в них представлены в игровой, интерактивной форме. Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Сегодня я продемонстрирую интерактивные игры от портала Мерсибо. Эти игры используются для:
- развития речевого дыхания
- фонематического слуха,
- неречевого слуха,
-слоговой структуры,
-связной речи…
Для ребенка дошкольного возраста игра — это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность.
(презентация игры «Не будить до весны» - развитие неречевого слуха; «Две принцессы» - развитие фонематического слуха; ««Настольные пальчики» - развитие мелкой моторики рук; «Сочиняю сказку»- развитие связной речи)
Однако на настоящий момент эту сферу можно охарактеризовать как практически неизученную. При попытках использования электронных образовательных ресурсов логопеды сталкиваются со многими сложностями: степень наполнения электронных библиотек учебной, научной и методической литературой; необходимость проектирования для поддержки современных образовательных технологий массового электронного образовательного продукта; повышение требований к педагогическим кадрам в условиях обновления и нарастающей информатизации образования и уровнем компетентности педагогов в проектировании ЭОР, которые, как правило, данной компетентностью просто не обладают. Недостаточное материально-техническое обеспечение образовательных организаций не дает логопедам возможности использовать имеющиеся электронные образовательные ресурсы, находящиеся в «закрытом» доступе. Многие электронные пособия невозможно приобрести без значимых финансовых вложений, средства на которые директора образовательных организаций не выделяют
Таким образом, электронные образовательные ресурсы являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.