Светлана Калугина
Консультация для педагогов «Современные логопедические технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Публикация «Консультация для педагогов „Современные логопедические технологии“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
В последние годы в системе дошкольного образования происходят значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания.
Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда воспитателей и родителей.
Новые инновационные технологии становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире.
Кинезиология представляет для педагогов не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции нарушения речи ребенка. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения речи, предполагает использование специализированных или адаптированных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффективность их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать новые инновационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
Целенаправленное систематическое коррекционное воздействие с использованием методов кинезиологии позволит значительно повысить эффективность работы как учителей – логопедов так и всех педагогов ДОУ.
Воспитатель в своей работе учитывает этап проводимой с ребенком-логопатом работы. Выявленные в ходе логопедической диагностики уровень развития фонематической стороны речи ребенка, его лексико-грамматического строя речи и навыков связной речи обязательно учитывается воспитателем при составлении перспективного планирования.
Взаимосвязь в работе логопеда и музыкального руководителя заключается в развитии у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений.
Всестороннее развитие личности ребёнка – логопата, воспитание у него речевой активности, инициативности, стремления к четкой, правильной и выразительной речи, уверенности в своих силах достигается за счет театрализации. Она вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение. На театральных занятиях используются необходимые в коррекции речи детей, следующие упражнения:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
-сопряженная артикуляционная гимнастика, способствующая не только координации кистей рук, но и развитию артикуляционного аппарата;
- художественно-речевая деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха) ;
- театрально-игровая деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры). Использование перечисленных упражнений, способствует развитию культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения; развитию общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки; развитию сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. И такой сложный диагноз, как дизартрия, имеющийся у 82% детей, влекущий за собой не только нарушения лексико-грамматической и фонетической стороны речи, но и нарушения голоса, просодической стороны речи, общей и мелкой моторики, парезы лицевых и артикуляционных мышц и многое другое, поддаются значительно легче.