Анна Морозова
Консультация для педагогов «Совместный рисунок на свободную тему»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместный рисунок – не совсем обычная форма художественного самовыражения детей, скорее, это одно из средств построения коммуникации между ними
Совместные рисунки способствуют развитию у детей коммуникативных способностей, умению взаимодействовать со сверстниками, активно сотрудничать с другими детьми.
Кроме того, такие рисунки несут и определенный диагностический смысл.
Публикация «Консультация для педагогов „Совместный рисунок на свободную тему“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Темочки
Цель совместного рисования: [/h4]создать общий рисунок, при этом договорившись с партнером о содержании рисунка (что будут рисовать, о разделении работы (кто что будет рисовать).
Рисунок анализируется со следующих позиций:
- выбор цвета и связь с эмоциями
На рисунке Андрей практически все рисовал синим цветом - человечков, домик, тучки на верхней стороне листа. У Вики цвета светлые, яркие - голубой, светло-зеленый, желтый
Желтый, красный, зеленый, оранжевый – ассоциируется с положительными эмоциями; коричневый, серый, черный – негативные эмоциональные состояния. Следует присмотреться при наличии в рисунке множества темных, подавляющих цветов, делающих рисунок мрачным. Кто из рисующей пары детей привносит в рисунок эти цвета? С чем (какими объектами) в рисунке они связаны?
- наличие барьеров между своей частью рисунка и частью рисунка другого ребенка (проведенные линии, дорожки)
Не успев приняться за работу, Дима решительно провел линию:"Тут ты рисуешь, а тут - я. " Игорь согласился, сказав, что "так лучше"
Часто это выступает как признак недоверия к партнеру, негативного к нему отношения, нежелания делиться территорией, причем линии могут быть как явными, специально проведенными, так и завуалированными, но при этом все равно четко разделяющими пространство на листе бумаги между рисунками детей («это дорога, по ней машины ездят»).
- четко ли делится рисунок на 2 части (которую рисовал каждый ребенок отдельно) или рисунок выглядит единым целым.
Ира и Аурика - давние подружки, поэтому их рисунок выглядит практически одним целым. Девочки быстро определились с сюжетом, быстро распределили работу.
У Сони и Тимофея четко прослеживается единый сюжет, видна совместная работа с лишь небольшими отличиями (например, видно, где рисовала домик Соня - красным фломастером, и где Тима - синим. Увы, не смогли договориться о цвете домика.). При этом есть "взаимопроникновение" рисунков - Соня кое-что рисовала на Тиминой стороне листка, а Тима - на Сониной
Таким образом, определяется степень взаимодействия - насколько дети готовы открыться друг другу, выстраивать совместную работу. Бывает, что явного разделения (линий) нет, но, если присмотреться, можно заметить отличия между сторонами листка, т. е. каждый из пары рисовал то, что хочет, не объединяя рисунки в сюжет. Может свидетельствовать о недостаточно выстроенной коммуникации между детьми, например, так часто рисуют новенькие дети или дети со слабым развитием коммуникативных способностей. Будьте внимательны, если в рисунках всей группы такой вариант встречается часто (многие пары детей нарисовали именно так). Следует проанализировать положение: это может быть группа, где много новеньких детей, либо группа, где дети недостаточно дружны, имеют низкие показатели социометрии. Тогда на помощь придут групповые игры и упражнения на развитие сплоченности.
- подавление или уступки
Сережа сразу взял руководство в свои руки, нарисовав огромный дом и довольно крупных человечков. Кириллу осталось нарисовать лишь слабую, редкую травку и солнышко.
Слава - мальчик активный, громкий, с явными задатками лидера. Быстро все решил за спокойного Вадима: "Я буду рисовать большущее дерево, может ёлку. Ещё что-нибудь большое подрисую, если успею. А ты рисуй домик вот тут"
Если одна часть рисунка слишком массивна, крупна, а вторая, которую рисовал другой ребенок – слабовыражена (небольшие, мелкие фигурки и объекты, или выделено мало места, можно предположить стремление к лидерству и (или) подавление другого ребенка. Дети, стремящиеся занять максимально много пространства на листе, оставляя другому ребенку минимум места, возможностей для самовыражения, не любят прислушиваться к чужому мнению, стремятся навязать свою точку зрения.
Безусловно, такой простой метод дает много возможностей для анализа межличностного взаимодействия между детьми, а при систематическом применении – для развития коммуникативных способностей.