Байкова Елизавета
Консультация для педагогов «Система и последовательность работы с родителями по патриотическому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
«Система и последовательность работы с родителями по патриотическому воспитанию».
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании
ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия,
в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек (Т. Н. Доронова, О. Л. Зверева, С. В. Ковалев, Е. С. Евдокимова, Солодянкина О. В. др.).
Публикация «Консультация для педагогов „Система и последовательность работы с родителями по патриотическому воспитанию“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
Задача ДОУ вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. Эту работу можно разделить на 3 блока:
Информационно-аналитический —направлен на сбор и анализсведений о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический —предусматривает актуализацию полученных знаний родителями (анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач, викторины, КВН и др., включение родителей и детей в общее дело
(участие в спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный —предполагает анализ эффективности
проводимых мероприятий специалистами детского сада — для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания дошкольников, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа.
Общепризнано, что взаимодействие детского сада и семьи — важнейшее условие эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Освещая проблему организации работы с семьями по патриотическому воспитанию детей, исследователи рекомендуют вариативно использовать традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников (Н. В. Алешина, Е. Ю. Антонов, О. Л. Зверева, Л. В. Левина, М. Д. Маханёва, Н. В. Микляева и др.)
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями :
Анкетирование «Семейные традиции»
Консультации в родительских уголках
Родительские собрания
Совместная деятельность детей и родителей :
Оформление рисунков «Мой любимый город»
изготовление макетов с родителями
составление кроссвордов
Поисковая деятельность: подбор познавательных статей из истории города
экскурсии с фотокамерой, видеосъемкой (практическая помощь родителей)
Беседа
Гостиные;
Круглый стол;
Совместные занятия родителей и детей;
Тренинги;
Практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол»
Обсуждение и распространение семейного опыта;
Музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях»
Совместные детско-родительские встречи в различныхформах:
Конкурсы, спортивные мероприятия.
Вечер народных игр и забав
Посиделки, досуги (фольклорный досуг)
Акцент во взаимодействии с родителями необходимо ставить на
проведение досуговых форм, поскольку они способствуют установлению доверительного контакта между всеми участниками педагогического.
Актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием.
Большая роль принадлежит наглядным формам просвещения через родительские уголки.
Анализ ситуации последних лет показывает, что после прихода из детского сада и в выходные дни 60 % детей смотрят телепередачи, читают книги – 13%; 4 % занимаются изобразительной деятельностью; настольно-печатными играми 9% и лишь 10 % - спортивными играми. Экскурсии, прогулки, выходы в природу в выходной крайне редки, только 4 % семей активно отдыхают на природе.
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско-патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма : гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.