Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Шенкурская роспись»

Светлана Чиркова
Консультация для педагогов «Шенкурская роспись»

Шенкурская роспись

Консультация «Шенкурская роспись»

ШЕНКУРСКАЯ роспись была распространена по всему течению реки Ваги, левого притока Северной Двины.

По своей композиции, орнаменту, цветовой гамме она значительно отличается от других северных росписей - борецкой, пермогорской, мезенской и т. д.

Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо -желтый, изумрудно-зеленый, темно- синий. Цветовая гамма росписи - насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый - для оживки, черный - для орнамента.

Публикация «Консультация для педагогов „Шенкурская роспись“» размещена в разделах

В основе рисунка - три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим.

Данная роспись относится к виду свободно-кистевой, живописной, ею украшались прялки.

Ей свойствен растительный орнамент, в композиции главное - симметрия, равновесие.

Сведения о шенкурской росписи противоречивы и скупы, о ней мало что известно. У каждого из авторов-исследователей свое мнение о ее появлении.

Одни полагают, что корни ее здесь, на Русском Севере.

Другие выдвигают версию о ее скандинавском происхождении.

Третьи считают, что основывалась она на поморских резных прялках, о чем говорит геометрическая форма центрального цветка.

Впервые роспись была открыта экспедицией ученых в 1958 году, но в существовавшую тогда классификацию не вошла как непопулярная, несюжетная: она орнаментальная.

Заслуга изучения и открытия шенкурской росписи принад- лежит писателю и исследователю Ю. Арбату.

Он считает, что центр росписи находился в деревне Нижняя -Едьма. Здесь издавна расписывали прялки мастера Паромовы.

Существовало нечто вроде легенды, что при дедах-прадедах Паромовы ходили на отхожий промысел в пастухи под Ярославль и кто-то из них научился там малярить. Александр Иванович Паромов (1858 - 1932 гг.) сначала вырубал "коренушки", потом стал мастерить прялки с точеной ножкой и приставленным донцем, раскрашивая по темному и алому фону. Его племянник Михаил Андреевич Паромов (1870 - 1945 гг.) писал не только по красному, но и по желтому фону, но они всегда соблюдали композицию из трех роз.

В деревне Нижняя Едьма удалось отыскать очень старую (конец XVIII в.) прялк -коренушку, которая помогла если не установить, то допустить как предположение путь, которым пришла в шенкурские деревни роспись.

Вот как описывает эту прялку Ю. Арбат: "Цвет темного голубиного крыла является основным. Бордюры вводили красный тон. Основой композиции являлись три розы. Но какие они здесь? Три бело-розовые розы, растущие из вазона, т. е. куст роз, раскинутый на всей плоскости прялки". Он сопоставляет эту прялку с резьбой по дереву на досках, там точно такая же композиция (три розы - одна над другой, растущие из вазона, и делает вывод о том, что пришли эти розы из традиционной древнерусской северной резьбы.

Об этом говорит и графический характер шенкурских роз.

Значит, не прервалась старинная линия развития декоративного искусства, лишь изменилась техника украшения - применяться стала не резьба, а роспись.

И прялки стали делать не для себя, а на продажу, композиция упростилась, исчез вазон, но вместе с тем роспись приобрела яркость.

В Шенкурске писатель встретился с мастером Федором Ивановичем Раковым, который принес сделанную им прясницу, а на ней те же три золотых цветка и узоры из широких, свободно нанизанных блекло-зеленых листьев "Барокко". Рисунок он перенял у Кутышева И. В. из деревни Колгозеро (Федовская, сделал трафарет и использовал его в росписи.

У шенкурской прялки есть несколько своих видовых особенностей. В редких случаях она вытесывается из одного куска дерева. Обычно состоит из двух частей -широкой лопасти на точеной ножке и приделанного на шипах донца. Верх лопасти украшен главками в виде наконечника копья. В нижней части лопасти или на ножке почти обязательно ставится год изготовления, а иногда и инициалы хозяйки-заказчицы.

Существовало два типа росписи. Первый - более распространенный - это три светлых цветка на красном фоне, расположенных по вертикали. Они напоминают розу, но сильно орнаментированы, причем вариантов орнаментации бесконечное множество. Как правило, нижний цветок отличается от среднего, а средний - от верхнего, уменьшенного, большей сложностью и пышностью. Каждый из лепестков делится на несколько частей и окрашивается в разные цвета, украшается черными линиями, белыми, золотыми и серебряными оживками. Столь же разнообразны и сердцевины цветов. Прялки по этой схеме изготовляли в д. Нижняя Едьма.

Другой тип: на красном фоне изображаются три цветка, но манера ничуть не похожа на нижнеедемскую. Цветы свободные, шесть лепестков не вырисованы, а сделаны легкими мазками, затухающими к центру. Блекло-зеленые листья "Барокко" написаны свободно. ЭЛЕМЕНТЫ ШЕНКУРСКОЙ РОСПИСИ

Технология выполнения кругов и скобочек.

В шенкурской росписи круг служит для выполнения маленьких и больших роз.

Данное упражнение позволяет ставить руку обучающегося, так как роспись делается без прорисовки карандашом в следующей последовательности:

- кистью проводится круговое движение от края к центру;

- элемент "скобка" начинается кончиком кисти, затем на середине делается легкий нажим и снова переход на кончик кисти.

Технология выполнения листики-росянки.

Предлагается следующая последовательность выполнения их разной формы:

- кончиком кисти ведется ножка листочка;

- легким нажимом делается овальное изображение.

Техника выполнение завитков.

Последовательность рисования:

- кончиком кисти без нажима довести до середины;

- увеличить нажим на кисть с одновременным закруглением;

- заканчиваем рисование завитка резким переходом на кончик кисти.

Завиток рисуется одним цветом (любым, а затем на него с одной стороны накладывается другой цвет - белый - и ведется по краю.

Более сложный способ - зарисовка завитка одновременно двумя цветами. На таблице показаны различные виды завитков.

Техника выполнения зеленых листьев "Барокко".

Выполняются в следующей последовательности:

- кончиком кисти ведется линия (основа листа);

- посередине листа рисуется утолщение с добавлением мазка (на середине листка);

- заканчивается он линией, сделанной острием кисти.

Вся работа выполняется зеленой краской, затем с другой стороны добавляется белая краска и рисуется оживка с края листа, черной краской делается орнаментация (легкими, короткими линиями).

Техника выполнения желтых листьев "Барокко".

Листья заполняют все свободное пространство на плоскости предмета. Живописность достигается переходом одного цвета в другой. Листья не скованы, заранее они не прорисовываются, а ложатся на плоскость свободно, как пойдет кисть. Основной цвет желтый, он плавно переходит в зеленый и оранжевый.

Плавность перехода одного цвета в другой достигается особым приемом: после рисования желтым цветом кисть не прополаскивается, а на одну сторону кисти набирается зеленая краска и наносится на лист, так же и с оранжевым цветом. Последним наносятся тонкие линии черной краской, и ею же выполняются три округленные капельки на конце листьев.

Техника выполнение центральной розы:

- кистью с желто-охристой краской рисуется круг путем

круговых спиральных движений от центра к краям или от края к центру;

- он делится на шесть одинаковых частей (наметить их слегка точками с помощью карандаша);

- зеленым цветом наносятся полукруглые лепестки одним движением кисти и рисуется белая оживка;

- в центре розы кистью наносится красная точка размером с ягоду;

- внутри круга, против каждого лепестка, кистью рисуются две красные скобки - одна маленькая, другая побольше.

Заканчивается выполнение рисунка орнаментацией черной краской.

Методика выполнения нижней розы:

- рисуется круг (меньшего, чем для верхней розы, размера);

- он делится на восемь частей;

- кистью наносятся восемь наружных лепестков зеленого цвета с белой оживкой;

- внутри розы против каждого лепестка рисуются лепестки красного цвета с белой оживкой и черной орнаментацией;

- в центре кистью рисуется красная точка с черной орнаментацией.

Методика выполнения верхней розы:

- кистью с желто-охристой краской рисуется круг несколько меньшего размера, чем центральный;

- внутри, по краю круга, оранжевой краской наносится большая круглая скобка;

- чуть выше большой скобки рисуется скобка меньшего размера, которая орнаментируется черной краской;

- внизу, с внешней стороны круга, рисуется раздвоенный зеленый лист и от него листики в виде круглых капелек с белой оживкой.

Техника выполнение бордюра.

Вариант оформления бордюра и его поэтапное выполнение:

- наносится желтый бордюр;

- по краям его кистью рисуются зеленые круглые капельки;

- черной краской наносится орнаментация.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Цифровая гигиена» Проблема: насколько нужны нашим детям гаджеты Думаю, ни у кого сейчас уже не вызовет удивления такая картинка: сидящий в коляске малыш сосредоточенно.

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?»Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов «Музыка и праздник»Консультация для педагогов «Музыка и праздник» Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций.

Консультация для педагогов о майоликеКонсультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для педагогов «Прототип Дюймовочки»Консультация для педагогов «Прототип Дюймовочки» "Маленький эльф" Моя любовь к Андерсену уже известна всем. И я продолжаю возвращаться к нему снова и снова. И каждый раз меня ждёт ещё.

Консультация для родителей и педагогов «Роспись на камнях или ожившие камушки»Консультация для родителей и педагогов «Роспись на камнях или ожившие камушки» Камни – это натуральный природный материал. Они могут быть различной формы и размера. Роспись камня очень древний вид искусства. Например,.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Мастер-класс для педагогов «Роспись юбки дымковской куклы»Мастер-класс для педагогов «Роспись юбки дымковской куклы» Мастер - класс по декоративному рисованию на тему:«Роспись юбки дымковской куклы» Уважаемые коллеги, приглашаю вас на мастер - класс, который.

Консультация для воспитателей «Рисование одним мазком или Тагильская роспись»Консультация для воспитателей «Рисование одним мазком или Тагильская роспись» О пользе рисования для детей написаны целые книги, психологи широко используют детские рисунки для тестирования психики ребёнка. Человек,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Шенкурская роспись»
Опубликовано: 10 октября 2020 в 23:16
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Шенкурская роспись»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чиркова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД