Марина Шальнова
Консультация для педагогов «Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Начать я хочу словами Амонашвили, который обращается к взрослым от имени ребёнка.
– Во мне свой Путь, не навязывайте ваш.
– Во мне свой характер, не ломайте его.
– Наполняйте меня светом, озарённым щедростью.
– Воспитывайте в свободе, огранённой мудростью.
– Вооружайте знаниями с любовью к жизни.
Что такое детство, какое оно? У каждого из нас оно было разное: счастливое и легкое, светлое и радостное, наполненное смехом и любовью. Почти все мы хотим хоть на чуть-чуть попасть туда снова, ведь в основном для многих это беззаботная пора.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Изучая детство, многие ученые психологи и педагоги всё чаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.
Что же такое самоценность детства?
Это период жизни человека значимый сам по себе, без всяких условий, значимый тем, что происходит с ребенком здесь и сейчас.
Установка на самоценность подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям форм обучения.
А зачем нам, педагогам, понимать смысл самоценности детства? Это необходимо для того, чтобы задуматься по поводу смысла и ценностей собственных профессиональных действий, определить приоритетные задачи воспитания и обучения дошкольника. Необходимо, чтобы педагоги осознали важность своей социальной миссии.
Самоценность дошкольного детства в период подготовки к школе во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от развивающей предметной среды, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр, от организации активного участия родителей в различных мероприятиях.
Модернизация российского образования предполагает переход от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия к личностно-ориентированному подходу. Цель такого подхода - не стремиться дать дошкольнику знания, а целенаправленно развивать его способности.
Педагог должен создать условия для его самовыражения, самоопределения и самореализации. Почему везде звучит «само». Потому что важно, чтобы это развитие исходило от самого ребенка, чтобы цели и задачи воспитателя были значимыми для него. Если будут соблюдены все условия, то подготовка детей к обучению в школе будет эффективной.
На сегодняшний день гарантом развития любого современного дошкольника является Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
Самоценность дошкольного детства прослеживается в основных принципах ФГОС:
1. поддержка разнообразия детства;
2. сохранение его уникальности и самоценности,
3. полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства;
4. создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
В отличие от других образовательных стандартов, стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ. Достижения детей определяются совокупностью личностных качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе, которые представлены в виде целевых ориентиров.
Дошкольное образование заключается в том, что в детском саду развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.
Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода.
В стандарте дошкольного образования отмечается, что надо сделать акцент не на организованную образовательную деятельность, а на развитие детей через детские виды деятельности, где сквозным механизмом развития будет игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.
«Ребенок должен быть ребенком, школьником он еще успеет побыть после семи лет», - говорит Татьяна Волосовец, один из разработчиков ФГОС. В период детства следует, прежде всего, ценить, а не оценивать ребенка. Надо помнить, что именно в детской деятельности развиваются такие базовые свойства личности, как активность, инициативность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим, умственные и познавательные способности. А вычисление примеров, письмо и чтение ребенок освоит позже. Главное к семи годам, чтобы мышление было наглядно образным, воображение и речь развитыми, восприятие дифференцированным, запоминание осмысленным, внимание произвольным.
Важно, намой взгляд, что один из принципов, на котором строится ФГОС дошкольного образования – это сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, понимание детства как периода жизни значимого самого по себе; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Полностью разделяю этот мудрый принцип и в нашей воспитательской деятельности одним из основных целевых ориентиров считаю необходимым разглядеть, не пропустить в ребенке то, что подарила ему природа, то лучшее, что в нем есть, то, что он может развивать и совершенствовать с нашей помощью через любую творческую, исследовательскую, познавательную деятельность. Известны слова великого французского мыслителя Жан Жака Руссо: «Любите детство : поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?» Лучше не скажешь. Если мы, взрослые-воспитатели в содружестве с родителями- возьмём девизом эти слова и будем поддерживать этот мир душах наших детей, уверена, они вырастут настоящими Людьми, Личностями, Гражданами своей страны.