Виктория
Консультация для педагогов «Роль самооценки в развитии личности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
"Роль самооценки в развитии личности дошкольника"
Взрослея, ребенок понимает, что он живет в мире, где, помимо него, живут и другие люди – большие и маленькие, а так же его сверстники. Ребенок начинает осознавать себя членом общества примерно в дошкольном возрасте, тогда же начинает формироваться его самооценка. Именно она является одним из важнейших факторов формирования личности ребенка в дальнейшем. Огромное влияние на становление самооценки ребенка оказывает семейное воспитание. Кроме того, именно в дошкольном возрасте дети с переменным успехом осознают свою половозрастную роль. Изучив общие закономерности и факторы, влияющие на формирование самооценки у детей дошкольного возраста можно в дальнейшем предупредить возникновение неадекватно заниженной или завышенной самооценки, с учетом половых особенностей, что станет залогом формирования личности, готовой к грамотному решению различных задач, возникающих на жизненном пути.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль самооценки в развитии личности дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
Опыт работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что, в последнее время значительно увеличилось количество детей, у которых присутствуют повышенная возбудимость, проявление неуверенности, замкнутости, застенчивости, напряженности не только в общении со сверстниками, педагогами, родителями, но и в учебно-воспитательном процессе.
Самооценка как устойчивый факт сознания возникает в отчетливом виде в подростковом возрасте, но отдельные компоненты формируются уже в дошкольном возрасте.
Самооценка - это оценка самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важнейшим регулятором поведения. В частности, именно от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Виды самооценки :
• Устойчивая;
• Неустойчивая;
• Адекватная;
• Неадекватная (завышенная, заниженная)
Устойчивость самооценки зависит от успеха или неудачи в деятельности и от окружающих людей. Устойчивая самооценка не меняется у человека в зависимости от ситуации, а неустойчивая подвержена влиянию мнения окружающих людей.
Адекватная личностная самооценка - правильная, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей.
Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверенны в себе, активны, уравновешенны, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительными дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Этим детям свойственно стремление к успеху.
Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные «задачи» сразу. Они не осознают своих неудач. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. На занятиях такие дети могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться.
Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованы в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, не уверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить.
Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:
• влияние родителей, их оценка и личный пример;
• средства массовой информации, информационные технологии;
• социальное окружение;
• образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
• воспитание;
• особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития; направленность личности ребенка и уровень его притязаний
Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной.
Признаки завышенной самооценки :
«Я самый правильный», «Я лучше всех».
Признаки заниженной самооценки :
Не уверен в себе, застенчив, нерешителен.
Признаки адекватной самооценки :
Адекватное восприятия образа «Я».
В старшем дошкольном возрасте у ребенка уже накапливается определенный социальный опыт и складываются стереотипы поведенческих реакций. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие на развитие личности. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.
Для успешной социализации необходимо сформировать адекватную самооценку у ребенка. Для этого необходима помощь самого близкого общества – семьи. Семья призвана всему обучить, всесторонне воспитать. Именно семья должна научить малыша оценочной деятельности. Необходимо помнить, что ребенка нельзя сравнивать с другими детьми, можно его поступки и результаты сравнить с его же поступками и результатами. Вместе с ребенком обсудить причины побед или неудач.
Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ- Я.
В связи с этим, можно выделить общие рекомендации по формированию и развитию адекватной самооценки у детей дошкольного возраста.
1. Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых. Сами взрослые должны выработать единые требования к ребенку и четко их придерживаться.
2. Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников. Каждый ребенок должен переживать ситуацию успеха в кругу сверстников и учиться гордиться своими достижениями.
3. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Больше разнообразной деятельности, чтобы ребенок был включен в самостоятельную деятельность и получал определенный опыт. Тем самым у него будет возможность проверить свои возможности и способности.
4. Анализировать личность ребенка и учить этому его. То есть, нужно ребенка оценивать положительно, даже его незначительные успехи, кроме этого, учить его оценивать себя, сравнивать с образцом, выявлять причины неудач и искать пути их преодоления. И, естественно, при этом прививать ему уверенность, что у него получится.
Ребёнок вырастет успешным и уверенным в себе, если родители выполнят следующие рекомендации.
1. Не ограждайте ребёнка от ежедневных дел и обязанностей, не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу. Старайтесь ставить перед ребёнком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
2. Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.
3. Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребёнка будет адекватной.
4. Поддерживайте инициативу ребёнка.
5. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
6. Не нужно сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
7. Наказывайте и ругайте ребёнка конкретно за какой-то поступок, а не в целом.
8. Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
9. Ведите доверительные беседы с ребёнком, анализируя его поступки.
10. Любите своего ребёнка таким, какой он есть.
Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста в детском саду, можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние (приложение).
Задача родителей и воспитателей заключается в том, чтобы подготовить ребенка к этому сложному периоду его жизни. Для этого необходимо составить представление о самооценке и уровне притязаний своего ребенка, используя наблюдение. Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка.
Список литературы:
1. Деркач А. А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 139-146.
2. Зинько Е. В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006. – Том 27. – № 3. – С. 18-30.
3. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.