Наталья Васильева
Консультация для педагогов «Роль педагога в проектной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Составил воспитатель
ГБДОУ детский сад № 50
Адмиралтейского района СПб
педагог высшей
квалификационной категории
Васильева Н. М.
"Роль педагога в проектной деятельности дошкольников"
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Использование новой научно-методической основы, развитых информационных технологий позволили включить метод проектов в круг наиболее востребованных образовательных технологий, без систематического применения которого невозможно реализовать центральные установки современного образования: «научить детей учиться». Проектная деятельность дает педагогу и детям самые широкие возможности.
Педагогическое управление проектной деятельностью является сложным процессом. Педагог, берущийся за реализацию и руководство проектом, должен обладать высоким уровнем информационной культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет развить интересы дошкольника и раскрыть его творческий потенциал. Авторитет педагога определяется его способностью быть генератором интересных начинаний.
Сложность и динамичность протекания хода проекта опираются на возрастные особенности и индивидуальные предпочтения дошкольников.
Педагог является координатором проектной деятельности, ему необходимо научить детей правильно ставить перед собой цель, которая будет достигнута по окончании реализации проекта, видеть перспективу достижения этих целей, строить план действий. Необходимо отметить, что это нелегкая и энергоемкая способность — научить детей организовывать свою деятельность. Для успешной реализации проекта детьми, воспитатель из педагога превращается в их помощника, советника, который лишь координирует деятельность воспитанников, ставя перед ними проблему. Важно в этом процессе не «главенствовать» над ребенком, а быть рядом. Преобладание демократического стиля взаимоотношений между участниками проекта способствует активизации познавательной деятельности дошкольника, у него возникает желание поделиться знаниями, накопленными в ходе реализации проекта, привлечь новых участников.
Проектная деятельность позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенность этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Технология проектной деятельности ориентирована на исследование как можно большего количество заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что следование жесткой программе более комфортно для педагога, чем постоянное самоопределение в непонятной ситуации. Поэтому каждый педагог, занимающийся проектной деятельностью, должен понимать различия между традиционными формами работы и технологией проектной деятельности. Важно, чтобы педагог мог как можно дольше удержаться в пространстве возможностей и постараться максимально развернуть процесс их исследования, не трансформировав проектную деятельность в один из традиционных видов занятий с детьми.
Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка — одна из опасностей, которая поджидает педагога при организации проектной деятельности.
Эмоциональная и деятельная поддержка детей, которую оказывают им большинство педагогов детского сада, часто превращается в готовность воспитателя выполнить действие за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или выдвижение возможных способов решения проблемы.
Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но при этом он не должен навязывать свои варианты ее решения, то есть нужно уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу, иначе ребенок окажется в объектной позиции. Одно из главных умений, которому предстоит научиться педагогу при реализации проектной деятельности, — умение слышать ребенка. Педагогу гораздо легче самому предложить тот или иной способ действия, чем уступить это место ребенку.
В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности. При этом невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта и образования имеет достаточно устойчивые и сформировавшиеся представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Например, каждый педагог знает, кому и какие подарки можно дарить на 8 марта и каким образом их можно изготовить. Понятно, что дети не сразу смогут придумать оригинальный подарок. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы добиться от детей необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию с точки зрения пространства возможностей.
Педагог «знающий» поступит по инструкции: объяснит, как вырезать цветочки, куда их приклеить, как сложить открытку, то есть будет действовать с позиции культурной нормы. Педагог, демонстрирующий субъектную позицию, сначала выяснит, как ребенок видит ситуацию (для ребенка создание открытки или приклеивание цветочка— вовсе не очевидное действие, а своеобразное открытие, осмысление праздника). И только потом воспитатель обратится к культурным способам оформления замысла. И тогда вырезание цветочка станет средством воплощения замысла ребенка, а не очередным звеном в реализации образовательной программы.
Рефлексивность — главное качество личности педагога, работающего по технологии проектной деятельности.
Как уже отмечалось, проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей. Коллективное обсуждение проблемной ситуации не только создает это пространство, но и открывает его для всех дошкольников, принимающих участие в беседе. Роль педагога в проектной деятельности не ’уменьшается, а, наоборот, возрастает. Он становится не столько носителем содержания образования дошкольников, сколько собственно педагогом. Другими словами, он становится специалистом по проектированию социальной ситуации развития детей. Такое проектирование оказывается более сложным, чем в системе традиционного образования. От педагога требуется умение видеть, как всю группу детей, так и каждого ребенка. Педагог должен не только заранее продумывать возможные варианты социальной ситуации развития, но и постоянно импровизировать. Это требует от педагога, с одной стороны, полной включенности в процесс движения в пространстве возможностей, а с другой стороны, отстраненности от этого процесса, связанного с постоянным обдумыванием, рефлексией путей движения каждого проекта от начального этапа к конечному. Рефлексивность, осознание целей и способов проектирования совместно с детьми —эти способности педагога развиваются по мере освоения им технологии проектной деятельности.
Проектная деятельность обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, что способствует развитию инновационной деятельности педагога, который решает типовые, стандартные и творческие задачи, совершенствуя и повышая свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство. Проявление творческого подхода педагога к профессиональной деятельности, с учетом современных требований и нововведений - это тоже инновация. Педагог должен осваивать новые для него технологии: работа с компьютером, мультимедийными средствами, интерактивными досками, подбор материала, практическое освоение – все это способствует повышению уровня развития педагога, мотивирует его к дальнейшему профессиональному росту, инновационной деятельности. Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности педагога предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в совершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством педагога-новатора.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Основное назначение проектной деятельности состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий мир ребенка, применять полученные знания на практике. А кроме этого, способствует процессу социализации личности, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес.