Олейник Алена Андреевна
Консультация для педагогов «Роль художественной литературы в жизни ребенка»
▼ Скачать +Заказ
Дошкольный возраст – время активного становления эстетического восприятия литературы и закладки интереса к чтению, время, когда определяется будущее ребенка как читателя.
Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни и несет огромное воспитательное значение, а также является одним из важных средств всестороннего развития личности детей дошкольного возраста, влияет на все компоненты речевого развития:
• звуковая культура;
• грамматический строй;
• словарный запас;
• связную речь.
Художественная литература
способствует расширению знаний детей об окружающем мире;
воздействует на личность ребенка;
развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка;
улучшает память и концентрацию внимания;
развивает образное мышление;
способствует развитию анализа, ораторских способностей;
учит улавливать смысл.
Художественная литература несет огромное значение для:
• - формирования нравственных чувств и оценок;
• - формирования норм нравственного поведения;
• - воспитания эстетического восприятия и эстетических чувств;
• - воспитания поэтичности и музыкальности.
Этапы знакомства ребенка с художественной литературой.
Начинается знакомство с народного творчества (потешки, песенки, дразнилки и считалки, сказки, это является эффективным средством против лени, трусости, упрямства и др. когда малыш подрастет в репертуар для чтения включают рассказы чуть позже знакомят с былинами и баснями.
Сказки у детей развивают воображение, фантазию и побуждает ребенка к сочинительству, что, несомненно, положительно сказывается на речевом развитии малыша.
Большое влияние на развитие словаря детей оказывает запоминание стихов и сказок, необходимо часто повторять с детьми слова и различные словосочетания с целью вхождения этих слов в активный словарь ребенка.
Основой для воспитания таких качеств, как принципиальность и честность служит сформированное умение сопереживать героям сказок и рассказов. Именно в этот период у детей формируется способность проявлять участие, доброту к окружающим его взрослым и сверстникам.
Особое внимание необходимо уделить формированию грамматически правильной речи. Для этого следует при ответе детей на вопросы по содержанию литературных произведений добиваться использования слов в правильной грамматической форме.
В процессе слушания произведений художественной литературы по мнению В. Г. Маранцмана, включаются три из четырех сфер читательской деятельности. А именно:
- эмоциональная сфера;
- сфера воображения;
- реакция на содержание текста.
Стоит помнить, что эпизодическое чтение не дает воспитательного эффекта, даже если они оказывают на детей сильное эмоциональное воздействие.