Оксана Быкова
Консультация для педагогов «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Значение артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений дошкольников.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет главное значение для формирования уверенной личности. Человек с прекрасно развитой речью легко вступает в общение, может внятно выражать свои мысли, коммуницировать. И наоборот, непонятная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека.
Публикация «Консультация для педагогов „Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых расстройств“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, посеять неуверенность ребенка в своих силах, а это будет оказывать только негативные последствия. Поэтому подумать и позаботиться о правильности речи ребенка надо еще в детском саду. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Важно помнить, что речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Наш речевой аппарат — это сложная система, частями которой являются язык, губы, щёки, нёбо, зубы, голосовые связки, трахеи, бронхи, лёгкие, диафрагма. Большинство из них мышцы, а процесс звукопроизношения — это сложный двигательный навык, который осуществляется при правильной и чёткой работе всех частей речевого аппарата. Если мышцы сильные, упругие, подвижные то мы имеем чёткие, дифференцированные движения речевого аппарата и «чистую» речь, если же мышцы развиты недостаточно, они слабые, вялые или же наоборот чрезмерно напряжённые, то, в этом случае, будет нарушение звукопроизношения.
Что такое - артикуляционная гимнастика?
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников имеет несколько целей:
• улучшение подвижности органов артикуляции;
• увеличение объема и силы движений;
• выработка навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для дошкольников трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
• усилению кровообращения;
• развитию гибкости органов речевого аппарата;
• укреплению мышц лица.
2. Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений. Важно следить за следующими показателями:
• чистота выполнения движений (без сопутствующих движений);
• плавность движений, темп, нормальный тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости);
• объем движений;
• умение удерживать движение определенное время;
• переключаемость движений, т. е. возможностью перехода от одного движения к другому;
• точная координация движений языка и губ.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык.
Дело в том, что у взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь, контролируя свои действия.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5 минут. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.
Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы другие мышцы ребенка были расслаблены. Упражнения выполняются от простых к сложным. Упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Каждое упражнение повторять по 5-10 раз. Если у ребенка сначала не получается упражнение - не расстраивайтесь, выполняйте вместе с ним упражнения и подбадривайте, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите ребенка и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.
Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения. Можно придумать много игр, чтобы у ребенка поддерживался интерес к занятиям.
3. Заключение.
Конечно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит специалисту. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателями группы.