Ирина Титова
Консультация для педагогов «Речевые игры для коррекции звукопроизношения и формирования грамматических категорий у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Сформированность звуковой и смысловой сторон речи – необходимое условие и основа успешного обучения в школе. Задача развития речи наиболее актуальна при работе с дошкольниками, имеющими те или иные речевые проблемы.
В связи с речевой патологией у детей наблюдаются быстрая утомляемость и сниженная работоспособность, что значительно усложняет и удлиняет коррекционную работу, как по постановке и автоматизации звуков, так и по развитию речи в целом. В связи с этим следует использовать такие формы работы с дошкольниками, которые позволяли бы параллельно с коррекцией звукопроизношения (а именно с автоматизацией звука, поскольку это довольно длительный и трудоемкий этап) расширять словарный запас, формировать основные грамматические категории.
Публикация «Консультация для педагогов „Речевые игры для коррекции звукопроизношения и формирования грамматических категорий у детей“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Овладение словарным составом родного языка также является необходимым условием освоения его грамматического строя и развития связной речи. В этом неоценимую помощь оказывают речевые игры, активизирующие словарную работу и мыслительную деятельность дошкольников.
Игра «Наоборот» способствует автоматизации звука «Л», а также активизирует употребление детьми антонимических пар: грустный – веселый; добрый – злой; пустой – полный; трусливый – смелый; хороший – плохой; старый – молодой; черный – белый; тонкий – толстый; яркий – тусклый; старший – младший; крупный – мелкий; сытый – голодный; темный – светлый.
Игра «Повтори и запомни» позволяет упражнять детей в правильном согласо-вании слов, употреблении качественных и притяжательных прилагательных, расширяет представление о понятии многозначности слов: белый халат, белый голубь, белый мелок, белый ландыш, белая лошадь, белая клавиша, белое платье, белые облака. Сначала дошкольнику следует пов-торить словосочетания, а затем вспомнить, что бывает белым.
Речевой материал в игре «Эхо» расширяет глагольный словарь детей, упражняет в словоизменении и способствует автоматизации звука «Л» в конце слова: я села (говорит водящий, и я сел (вторит ребенок); мыла – мыл; дула – дул; ела – ел; пила – пил; била – бил; жила – жил; искала – искал; кидала – кидал; читала – читал; писала – писал; спала – спал.
Работа над расширением и активизацией словаря тесно связана с форми-рованием грамматического строя речи у детей, поскольку, обучая дошкольника словообразованию, мы расширяем его словарный запас. Грамматика также включает работу над морфологией (изменение слов по родам, падежам, числам) и синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
Останавливаясь на словообразовании и морфологии, следует отметить, что в определенный период развития ребенка начинается морфологизация речи: усвоение падежных окончаний, суффиксов и т. д. Свидетельствами усвоения
морфологических средств является так называемые образования по аналогии (молотком – пилом, котенок – свиненок). Этот принцип был использован при составлении заданий (речевых игр) не только по словообразованию, но и по словоизменению, что позволяет ребенку не только заучивать правила, а ус-ваивать их практическим путем в игре «Один и много» : шип – шипы; шум – шумы; шкаф – шкафы; штаб – штабы и т. д.
Игра «Назови ласково» упражняет детей в образовании существительных суффиксальным способом.
С помощью суффиксов –ушк, -юшк: дед – дедушка, поле – полюшко и т. д.
С помощью суффиксов –ышк, – ишк: перо – перышко, брат – братишка и т. д.
Далее предлагаются игры на автоматизацию звуков «Р», «Рь».
Речевая игра «Кто что делает? Упражняет детей в образовании сущест-вительных из глаголов или, наоборот, глаголов из существительных: Продавец что делает? – Продает. Продает кто? – Продавец. Строитель – строит; рабочий – работает; сторож – сторожит; трубач – трубит; уборщик – убирает; сборщик – собирает и т. д.
Игра «Кто у кого?» учит детей образовывать названия птенцов и детенышей животных : У вороны маленький кто? – вороненок, у сороки – сорочонок; у журавля – журавленок; у барсука – барсучонок; у рыси – рысенок и т. д.
Игра «Чей? Чья? Чьи?» упражняет дошкольников в образовании притяжательных прилагательных: У коровы голова чья? – коровья; хвост чей? – коровьи; уши чьи? – коровьи.
Образованию сложных слов путем сложения основ обучает дошкольников речевая игра «Сложи словечко» : лес рубит – лесоруб; рыбу ловит – рыболов; мусор возит – мусоровоз; кофе варит – кофеварка и т. д.
Таким образом, представленные выше речевые игры способствуют не только автоматизации корректируемых звуков, но и значительно расширяют и активизируют словарный состав у воспитанников, формируют навыки словоизменения и словообразования и в конечном итоге вырабатывают у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно и грамотно выражают их замысел.