Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Речевые игры для коррекции звукопроизношения и формирования грамматических категорий у детей»

Ирина Титова
Консультация для педагогов «Речевые игры для коррекции звукопроизношения и формирования грамматических категорий у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Сформированность звуковой и смысловой сторон речи – необходимое условие и основа успешного обучения в школе. Задача развития речи наиболее актуальна при работе с дошкольниками, имеющими те или иные речевые проблемы.

В связи с речевой патологией у детей наблюдаются быстрая утомляемость и сниженная работоспособность, что значительно усложняет и удлиняет коррекционную работу, как по постановке и автоматизации звуков, так и по развитию речи в целом. В связи с этим следует использовать такие формы работы с дошкольниками, которые позволяли бы параллельно с коррекцией звукопроизношения (а именно с автоматизацией звука, поскольку это довольно длительный и трудоемкий этап) расширять словарный запас, формировать основные грамматические категории.

Публикация «Консультация для педагогов „Речевые игры для коррекции звукопроизношения и формирования грамматических категорий у детей“» размещена в разделах

Овладение словарным составом родного языка также является необходимым условием освоения его грамматического строя и развития связной речи. В этом неоценимую помощь оказывают речевые игры, активизирующие словарную работу и мыслительную деятельность дошкольников.

Игра «Наоборот» способствует автоматизации звука «Л», а также активизирует употребление детьми антонимических пар: грустный – веселый; добрый – злой; пустой – полный; трусливый – смелый; хороший – плохой; старый – молодой; черный – белый; тонкий – толстый; яркий – тусклый; старший – младший; крупный – мелкий; сытый – голодный; темный – светлый.

Игра «Повтори и запомни» позволяет упражнять детей в правильном согласо-вании слов, употреблении качественных и притяжательных прилагательных, расширяет представление о понятии многозначности слов: белый халат, белый голубь, белый мелок, белый ландыш, белая лошадь, белая клавиша, белое платье, белые облака. Сначала дошкольнику следует пов-торить словосочетания, а затем вспомнить, что бывает белым.

Речевой материал в игре «Эхо» расширяет глагольный словарь детей, упражняет в словоизменении и способствует автоматизации звука «Л» в конце слова: я села (говорит водящий, и я сел (вторит ребенок); мыла – мыл; дула – дул; ела – ел; пила – пил; била – бил; жила – жил; искала – искал; кидала – кидал; читала – читал; писала – писал; спала – спал.

Работа над расширением и активизацией словаря тесно связана с форми-рованием грамматического строя речи у детей, поскольку, обучая дошкольника словообразованию, мы расширяем его словарный запас. Грамматика также включает работу над морфологией (изменение слов по родам, падежам, числам) и синтаксисом (построение простых и сложных предложений).

Останавливаясь на словообразовании и морфологии, следует отметить, что в определенный период развития ребенка начинается морфологизация речи: усвоение падежных окончаний, суффиксов и т. д. Свидетельствами усвоения

морфологических средств является так называемые образования по аналогии (молотком – пилом, котенок – свиненок). Этот принцип был использован при составлении заданий (речевых игр) не только по словообразованию, но и по словоизменению, что позволяет ребенку не только заучивать правила, а ус-ваивать их практическим путем в игре «Один и много» : шип – шипы; шум – шумы; шкаф – шкафы; штаб – штабы и т. д.

Игра «Назови ласково» упражняет детей в образовании существительных суффиксальным способом.

С помощью суффиксов –ушк, -юшк: дед – дедушка, поле – полюшко и т. д.

С помощью суффиксов –ышк, – ишк: перо – перышко, брат – братишка и т. д.

Далее предлагаются игры на автоматизацию звуков «Р», «Рь».

Речевая игра «Кто что делает? Упражняет детей в образовании сущест-вительных из глаголов или, наоборот, глаголов из существительных: Продавец что делает? – Продает. Продает кто? – Продавец. Строитель – строит; рабочий – работает; сторож – сторожит; трубач – трубит; уборщик – убирает; сборщик – собирает и т. д.

Игра «Кто у кого?» учит детей образовывать названия птенцов и детенышей животных : У вороны маленький кто? – вороненок, у сороки – сорочонок; у журавля – журавленок; у барсука – барсучонок; у рыси – рысенок и т. д.

Игра «Чей? Чья? Чьи?» упражняет дошкольников в образовании притяжательных прилагательных: У коровы голова чья? – коровья; хвост чей? – коровьи; уши чьи? – коровьи.

Образованию сложных слов путем сложения основ обучает дошкольников речевая игра «Сложи словечко» : лес рубит – лесоруб; рыбу ловит – рыболов; мусор возит – мусоровоз; кофе варит – кофеварка и т. д.

Таким образом, представленные выше речевые игры способствуют не только автоматизации корректируемых звуков, но и значительно расширяют и активизируют словарный состав у воспитанников, формируют навыки словоизменения и словообразования и в конечном итоге вырабатывают у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точно и грамотно выражают их замысел.

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск»Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Наш город Петрозаводск» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме (названия города, его жителей, некоторых.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Консультация для родителей «Речевые игры для детей средней группы» Речевые игры для детей средней группы. Цель:Учить отчётливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание. Развитие.

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Речевые игры для коррекции звукопроизношения и формирования грамматических категорий у детей»
Опубликовано: 27 октября 2022 в 13:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Речевые игры для коррекции звукопроизношения и формирования грамматических категорий у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Титова (УИ 514299) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД