Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Речевая развивающая среда в группе детского сада»

Мария Семченко
Консультация для педагогов «Речевая развивающая среда в группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

Задачи построения речевой развивающей среды:

Публикация «Консультация для педагогов „Речевая развивающая среда в группе детского сада“» размещена в разделах

- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;

- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;

- обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.

Составляющие речевой развивающей среды

- Речь педагога;

- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;

- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Речь педагога должна быть:

ПРАВИЛЬНОЙ – т. е. соответствовать языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.

ТОЧНОЙ – в речи должна адекватно отражаться действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.

ЛОГИЧНОЙ – т. е. в высказывании должно быть 3-х смыслообразующих компонента: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.

ЧИСТОЙ – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

БОГАТОЙ – большое количество слов и их смысловая насыщенность. Использование предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д.

УМЕСТНОЙ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников зависят от возрастной группы.

Младшая группа:

1. Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т. д.);

2. Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку);

3. Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;

4. Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;

5. Рассказы воспитателя (совершенствование навыков эффективного слушания).

Средняя группа :

1. Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;

2. Пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т. д. ;

3. Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;

4. Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);

5. Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.

Старшая и подготовительная группа:

- грамотная речь педагога;

- методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, формирование и развитие диалогической речи);

- методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; побуждение к пересказу; уточнения, обобщения);

- организация восприятия с последующим обсуждением.

- создание условий для каждого ребенка с целью стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых высказываний.

Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Речевой уголок.

- Должен соответствовать  индивидуальным и возрастным особенностям детей;

- Должен быть размещён рядом с книжным уголком;

- Не должен быть перегружен оборудованием.

Для развития речевого дыхания в речевом уголке можно разместить:

- Зондозаменители "вертушки";

- Ветряные мельницы;

- Настольный футбол "Пенальти";

- Листочки, снежинки, перышки и т. д.

Для формирования слухового и фонематического восприятия:

- Музыкальные инструменты;

- Предметные картинки (музыкальные инструменты и т. д.);

- Книжки со звуками животных, транспорта и т. д.

Дидактические игры для активизации словарного запаса:

- Предметные картинки для игр по заданию педагога;

Настольные игры типа "Слова наоборот", "Скажи по-другому";

- Лото по разным тематическим группам.

Пособия для развития связной речи:

- Сюжетные картинки;

- Пальчиковый театр;

- Игры-лото типа "Подбери действие";

Конструкторы предложений.

Для развития мелкой моторики:

- Эспандеры кистевые;

- Массажные мячики;

- Су-джок шарики;

- Раскраски и прописи по возрасту;

- Мозаики и пазлы;

- Шнуровки;

- Бизиборды и бизикубы;

- Тренажеры на ручку/карандаш для правильного письма;

- Счетные палочки.

Для подготовки к обучению грамоте:

- Магнитная азбука;

- Кассы букв, слогов и счета;

- Букварь;

- Лото и настольные игры "Азбука";

- Игры для обучения чтению типа "Читай-хватай".

Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:

- Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

- Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

- Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в группе детского садаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе детского сада «Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

Развивающая среда в подготовительной логопедической группе детского садаРазвивающая среда в подготовительной логопедической группе детского сада Развивающая среда логопедической группы представляет собой- единое образовательно- развивающее пространство. Способствует развитию желания.

Предметно-пространственная развивающая среда в старшей группе детского садаПредметно-пространственная развивающая среда в старшей группе детского сада Детский сад "Филиппок", в котором я работаю более 20 лет, имеет славную более чем полувековую историю, а менее двух лет назад мы открылись.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста детского садаПредметно-развивающая среда в группе раннего возраста детского сада «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.

Проедметно-развивающая среда в подготовительной группе детского садаПроедметно-развивающая среда в подготовительной группе детского сада В подготовительной группе детского сада воспитательно-образовательный процесс строится на основе специально созданной предметно-развивающей.

Развивающая среда на участке детского садаРазвивающая среда на участке детского сада Лето – самая любимая пора детей. Можно целыми днями проводить время на свежем воздухе, что позволит укрепить детский организм. В тоже время.

Развивающая среда на участке детского сада летомРазвивающая среда на участке детского сада летом Летом большую часть времени дети вместе с воспитателями проводят на улице, на территории своего участка. Каждый год мы стараемся пополнить.

Развивающая среда на участке детского сада. МетеостанцияРазвивающая среда на участке детского сада. Метеостанция Добрый день, уважаемые коллеги! В летний период воспитанники детского сада большую часть времени проводят на улице на участке детского сада.

Развивающая среда на участке детского сада. ПавильонРазвивающая среда на участке детского сада. Павильон Добрый день, уважаемые коллеги! В своих предыдущих публикациях я рассказывала о развивающей среде на участке детского сада, об уголке для.

Эколого-развивающая среда в старшей группе детского садаЭколого-развивающая среда в старшей группе детского сада Экологическая тропа. При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, послушать сказку, легенду и т. д. После похода.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Речевая развивающая среда в группе детского сада»
Опубликовано: 3 декабря 2022 в 18:49
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Речевая развивающая среда в группе детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Семченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД