Мария Семченко
Консультация для педагогов «Речевая развивающая среда в группе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Создание речевой развивающей среды – важнейшее направление повышения качества работы по развитию речи дошкольников.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
Публикация «Консультация для педагогов „Речевая развивающая среда в группе детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
- обеспечение возможностей для исследования и экспериментирования в языковой системе.
Составляющие речевой развивающей среды
- Речь педагога;
- Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
- Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Речь педагога должна быть:
ПРАВИЛЬНОЙ – т. е. соответствовать языковым нормам. Слушая педагога, дети не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения или нестандартно построенной фразы.
ТОЧНОЙ – в речи должна адекватно отражаться действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
ЛОГИЧНОЙ – т. е. в высказывании должно быть 3-х смыслообразующих компонента: начало, основная часть и конец высказывания. Также важно умение правильно, грамотно, логично связывать между собой все предложения и части высказывания.
ЧИСТОЙ – т. е. отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Засоряет язык педагога и неоправданное употребление им заимствованных слов, диалектных, жаргонных и сленговых выражений.
ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ – это особенность речи, захватывающая внимание и интерес, создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
БОГАТОЙ – большое количество слов и их смысловая насыщенность. Использование предложений: простых и сложных, полных и неполных, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных и т. д.
УМЕСТНОЙ – т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников зависят от возрастной группы.
Младшая группа:
1. Организация общения детей со взрослыми посредством поручений взрослого (даётся образец обращения, словесной просьбы и т. д.);
2. Организация контактов со сверстниками (взаимодействие посредством речи в разных видах деятельности через образец, подсказку);
3. Организация рассматривания детьми книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений об окружающем;
4. Организация «Уголка интересных вещей» с целью развития активной, инициативной речи детей;
5. Рассказы воспитателя (совершенствование навыков эффективного слушания).
Средняя группа :
1. Удовлетворение потребности детей в получении и обсуждении информации;
2. Пополнение «Уголка интересных вещей» наборами картинок, фотографий, открыток, лупами, магнитами и т. д. ;
3. Выслушивание детей, уточнение ответов, подсказки;
4. Рассказы воспитателя (основной акцент на стимулирование познавательного интереса детей);
5. Активное использование приёмов формирования навыков общения со сверстниками.
Старшая и подготовительная группа:
- грамотная речь педагога;
- методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, формирование и развитие диалогической речи);
- методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; побуждение к пересказу; уточнения, обобщения);
- организация восприятия с последующим обсуждением.
- создание условий для каждого ребенка с целью стимулирования детского словотворчества и повышения качества детских речевых высказываний.
Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Речевой уголок.
- Должен соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- Должен быть размещён рядом с книжным уголком;
- Не должен быть перегружен оборудованием.
Для развития речевого дыхания в речевом уголке можно разместить:
- Зондозаменители "вертушки";
- Ветряные мельницы;
- Настольный футбол "Пенальти";
- Листочки, снежинки, перышки и т. д.
Для формирования слухового и фонематического восприятия:
- Музыкальные инструменты;
- Предметные картинки (музыкальные инструменты и т. д.);
- Книжки со звуками животных, транспорта и т. д.
Дидактические игры для активизации словарного запаса:
- Предметные картинки для игр по заданию педагога;
Настольные игры типа "Слова наоборот", "Скажи по-другому";
- Лото по разным тематическим группам.
Пособия для развития связной речи:
- Сюжетные картинки;
- Пальчиковый театр;
- Игры-лото типа "Подбери действие";
Конструкторы предложений.
Для развития мелкой моторики:
- Эспандеры кистевые;
- Массажные мячики;
- Су-джок шарики;
- Раскраски и прописи по возрасту;
- Мозаики и пазлы;
- Шнуровки;
- Бизиборды и бизикубы;
- Тренажеры на ручку/карандаш для правильного письма;
- Счетные палочки.
Для подготовки к обучению грамоте:
- Магнитная азбука;
- Кассы букв, слогов и счета;
- Букварь;
- Лото и настольные игры "Азбука";
- Игры для обучения чтению типа "Читай-хватай".
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в детском саду:
- Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;
- Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;
- Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.