Наталья Зарубина
Консультация для педагогов «Ребенок в мире информационных технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
На сегодняшний момент можно однозначно утверждать, что мир шагнул далеко вперед. Современные дети, еще не научившись уверенно держать ложку или пресловутый карандаш, уже с огромным интересом управляются с маминым телефоном, листая фотографии и просматривая видео. Уже с рождения ребенка окружает мир компьютеров, планшетов, смартфонов и других цифровых устройств. Выбирая между погремушкой и гаджетом, малыш потянется конечно же к смартфону. Но это естественный процесс нашего времени.
Дети стремительно растут и развиваются. Нужно признать, что на сегодняшний момент не стоит в панике ограждать ребенка от всего этого «цифрового изобилия», по нашему мнению, необходимо попытаться идти «в ногу со временем», соблюдая некоторые правила и рекомендации. Современные информационные технологии все активнее врываются в нашу жизнь, и дошкольные образовательные учреждения, как носители культуры и знаний, не могут оставаться в стороне. Информатизация ДОУ — это необходимая реальность. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами ДОУ, на сегодняшний день является неотъемлемой частью их работы. Мир, в котором развивается современный ребенок, отличается от мира, в котором выросли его родители. Это мир с использованием информационных технологий. Современные малыши – это дети «нового времени», которые довольно быстро осваивают разнообразные «технические штучки». Мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, интерактивные доски то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — комплекс учебно-методически материалов,программ, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, форм и методов их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения а также для образования.
Главной задачей познавательного развития дошкольника является формирование у него потребности активно мыслить и способности к нестандартному мышлению, умения преодоления трудностей при решении разнообразных интеллектуальных задач.
Проблемы. Не у всех детей дошкольного формируется устойчивый интерес к окружающему миру, любознательность. Внедрение ИКТ в практику с детьми, родителями, обусловлено следующими причинами:
1. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в программе ДОУ в комплексно-тематическом построении педагогического процесса, есть проблемы нехватки дидактических и наглядных пособий.
2. Современная ситуация развития общества складывается таким образом, что ребенок в социуме сталкивается с новинками технического прогресса (планшетами, гаджетами и т. д., приходя в детский сад зачастую трудно удивить и вызвать эмоциональный отклик на обычную картинку и сухую подачу материала
3. Одними из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Существует проблема включенности родителей в педагогический процесс, а также проблема распространения информации в родительской общественности.
Использование ИКТ должны отвечать требованиям САНПиНа, необходимо иметь специально отведенное место в группе, соответствующего нормам.
С 1 января 2021 г вступило в силу Постановление «Об утверждении санитарных правил СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». В части использования интерактивного оборудования и других ЭСО (электронных средств обучения, Постановление регламентирует использование следующего оборудования в ДОУ:
Интерактивные доски
Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 65” дюймов (165,1 см). Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы. Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены группового помещения.
Проекторы
«Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта».
Отметим, что для интерактивных досок обычно используют один из двух видов проекторов:
• Короткофокусные:
располагаются на расстоянии 70-120 см от стены (доски)
• Ультракороткофокусные:
монтируются непосредственно на стену, над доской
Однако в реальности, ни один из проекторов не исключает слепящий эффект полностью, поскольку они освещают всю поверхность доски, включая нижний край. Ультракороткофокусные проекторы немного снижают вероятность слепящего эффекта.
Время и проведение занятий
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут.
Общая продолжительность использования ЭСО на занятии не должна превышать для интерактивной доски для детей до 10 лет - 20 минут
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 15,6” (39,6 см, планшета – 10,5” (26,6 см). Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появления бликов на экране.
Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30 градусов.
Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам, подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
-Привлечение пассивных детей к активной деятельности, преодоление трудности.
- Образовательная работа делается более наглядной.
-Формирование информационной культуры у детей и адаптирование дошкольников к обучению к школе.
-Активизация познавательного интереса, повышение качества знаний.
- Легкое усвоение понятия формы, цвета и величины; понятия числа и множества; ориентировка на плоскости и в пространстве.
- Ускоренное овладение чтением и письмом;
- Пополняется словарный запас;
- Развитие мелкой моторики, координации движений глаз.
Используемые формы работы с детьми по ИКТ в ДОУ:
-презентации,
-слайд – шоу,
-аудиокниги,
-фотоальбомы,
-видеоролики,
-видеофильмы.
Мультимедийная презентация - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию. Детские презентации – один из самых действенных способов помочь ребенку усвоить новую информацию. Часто их называют «обучением с развлечением». Легкая и нестандартная подача материала помогает превращать обучение в интересную игру. Цель: повысить интерес к изучаемому материалу. Возможность рассмотреть сложный материал поэтапно. Можно детально остановиться на вопросах, взывающих затруднения.
Аудиокниги. Побуждать детей к поисковой и познавательной деятельности через использование ИКТ. Способствовать развитию памяти, воображения, творчества.
Аудиокниги являются наиболее распространенными средствами воспитательно-учебного процесса в дошкольном образовании из-за удобства их воспроизведения. Основная ценность аудиокниги для целей образования дошкольников — восприятие на основе профессионального художественного исполнения. Прослушивание аудиокниг позволяют сформировать у ребенка правильное произношение, дикцию и другое.
Слайд-шоу – это подборка фотографий и видео, сменяющих друг друга под музыкальное сопровождение. Плюс анимация кадров (приближение или удаление камеры, обрамленная тематическими переходами, видеоэффектами, с добавлением анимации, а так же, стихотворным текстом)
Фотоальбомы - это наглядный материал для развития представлений об окружающем мире, систематизации представлений, а так же дополнительное пособие для обучения чтению. Тематика альбомов может быть разная. Например «Моя семья», «Времена года»
Видеоролик (клип) – непродолжительная по времени художественно-составленная последовательность кадров. Небольшой сюжет или исполнение музыкального произведения, записанные на видеоплёнку. Учебный, информационный, песенный, рекламный видеоролик, в котором применяется музыкальное и звуковое сопровождение, текстовые и графические видео вставки. Видеоролик - это уже связанная история, сюжет с видео и звуковыми эффектами. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Видеоролики подразделяются на компьютерные, мультипликационные, игровые или их комбинации.
Мультфильм (анимационный фильм) – это фильм, который создается мультипликаторами, использующими для создания персонажей различные техники и материалы, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров. Мультфильмы предназначены для трансляции по телевидению, демонстрации в кинотеатре, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.
Минусы чрезмерного увлечения компьютером дошкольниками:
1) ребенок становится агрессивным, поскольку сцены агрессии изображаются как в современных мультфильмах, так и во многих компьютерных играх, где нужно «убивать» каких-либо живых существ,
2) быстро портится зрение;
3) появляется зависимость от компьютера, в результате- истерики и капризы;
4) круг интересов ребенка значительно сужается;
5) ему не хватает подвижности, игр на воздухе;
6) не хватает общения со сверстниками;
7) виртуальная реальность плохо действует на детскую психику, малыш перестает адекватно воспринимать окружающую действительность.
Не спешите знакомить своего малыша с электронными игрушками, компьютером и электронными играми до школы, когда мозг ускоренно растет и, благодаря этому, ребенок быстрыми темпами развивается социально, эмоционально и физически. И не будет никакого вреда для ребенка, если он начнет осваивать компьютер в шесть - семь лет. Компьютерный мир приучает ребенка к своим правилам — правилам «выживания» в виртуальном мире, а не вводит в мир реальных отношений и смыслов человеческого взаимодействия. Поэтому длительное времяпрепровождение ребенка за компьютером в младшем возрасте может затормозить социальное развитие и адаптацию ребенка в мире реальных отношений, овладение свойствами реальных предметов, привести к уходу от реальности. А вот к семи годам в головном мозге ребенка происходят огромные изменения. В этом возрасте дети действительно способны делать интересные и полезные вещи на компьютере.
Как родителю стать для ребенка проводником в мир осознанного пользования цифровыми технологиями?
• Будьте примером. Если ребенок постоянно наблюдает за тем, как родители вместо реального общения или совместного времяпровождения «сидят» в смартфонах, бессмысленно ожидать от него другого. Дети копируют поведение и привычки родителей, поэтому стоить обратить внимание на то, как часто и по каким поводам вы сами обращаетесь к гаджетам.
• Дайте понять ребенку, что гаджет — это дополнение к реальной жизни, а не сама жизнь. Он может улучшить ее качество, но не заменить.
• Помогайте в освоении и использовании. Поделитесь с ребенком опытом использования смартфона или ноутбука, расскажите, как прокачиваете свою цифровую грамотность, помогите найти интересные развивающие игры, приложения или сайты с полезной информацией.
• Обсуждайте информацию, полученную ребенком при помощи гаджетов: рассказывайте, анализируйте, объясняйте.
• Не забывайте про функцию «родительский контроль». Она поможет защитить ребенка от опасного контента в интернете.
• Расскажите о правилах безопасности в интернете. Объясните ребенку, как распознать мошенников и реагировать на кибербуллинг, как защищать личные данные от взлома.
• Формируйте цифровую грамотность ребенка. Понимание алгоритмов работы цифровых инструментов и сервисов позволит быстрее получать нужную информацию, которая поможет в решении учебных задач.
Таким образом, цифровое детство — новая реальность, в которой уже живет и развивается молодое поколение. Задача взрослого — направить ресурсы, которые открывают современные цифровые технологии, на пользу ребенку, а также научить его проявлять сознательность в отношении их использования.
Приложение:
В какие компьютерные игры можно поиграть с дошкольником?
Игра-раскраска «Фрукты и ягоды»
Игра-раскраска «Цветы»
Игра-тренажёр «Части суток»
На закрепление состава числа?
«Сосчитай утят»
«Сосчитай рыбок»
«Машина арифметика»
«Сколько?»
Игры на развитие внимания и способности классифицировать предметы
«Чего не хватает в ряду?»
«Третий лишний»
Тренажёр внимания и памяти
«Выбор Машеньки»
«Цветные фигуры»
«Форма и величина»
«Развиваем интеллект» «Логические задачки»
Литература:
1. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991, №5.
2. Дошкольное воспитание. – 2010 - № 12. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – М. ,1987 3.
3. Е. Вренёва. Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи - Дошкольное воспитание - № 12 – 2010 стр. -7
4. Комарова Т. С, Туликов А. В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Мозаика Синтез, 2011. стр. - 15
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000, № 11
6. Новицкая Н. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
7. Требования СанПиН 2.4.1.2660-10
Интернет-ресурсы:
«Дошкольник»
«Сундучок» для воспитателей, родителей и детей
Maam.ru - сайт для воспитателей детских садов
Журнал «Дошкольное образование»
Журнал «Воспитатель детского сада»
Журнал «Ребёнок в детском саду»