Елена Приходько
Консультация для педагогов «Развитие элементарного музицирования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие элементарного музицирования».
Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие элементарного музицирования“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).
Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее – к простейшей импровизации.
В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы.
Кроме этого, музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей.
Особый акцент хочется сделать на элементарном музицировании в старшем дошкольном возрасте так как игра в оркестре дает положительные результаты в музыкальном развитии всех без исключения детей: прежде всего оно приносит удовольствие в эмоциональном плане, на занятиях царит атмосфера увлеченности. Эмоциональная сфера ребенка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в звукозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими музыкальному произведению. Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
Для полноценной работы по развитию элементарного музицирования в ДОУ должны быть созданы необходимые условия: музыкальные уголки в группах должны быть обеспечены достаточным количеством детских музыкальных инструментов разного вида, игрушек, пособий с учетом возрастных особенностей детей. Детские музыкальные инструменты должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступными по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными, побуждая детей к самостоятельной деятельности и вызывая интерес к элементарному музицированию.
Музыкально-дидактические игры, с использование детских музыкальных инструментов.
«Заяц с барабаном».
Цель: Развивать ритмический слух детей.
Ход игры: Педагог читает стихотворение: Барабан зайчишка взял,
Лапкой звуки издавал.
Он по-разному играл,
Зайчихе-маме подражал.
Взрослый исполняет роль зайчихи-мамы. Под веселую музыку «Полька» М. Чайкина он на барабане отстукивает простой ритмический рисунок, дети повторяют. (см. нотное приложение).
«Кто пришел в гости».
Цель: Развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.
Ход игры: Дети стоят свободно у стены и, двигаясь к противоположной, поют:
У зайчонка День рождения,
Получил он поздравленья.
Кто пришел, отгадай?
Вова, быстро называй.
Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих поочередно музыкальных инструментов (колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата).
«Тихо вокруг».
Цель: Развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух.
Ход игры: Педагог читает стишок, дети играют на муз. инструментах, соответственно тексту: Тихо, тихо все вокруг,
Слышен где-то слабый звук.
Колокольчик прозвенел, ложки застучали,
Бубен песенку пропел – тихо все играли.
«Мышки».
Ход игры: Дети-«мышки» сидят в «норках», разных местах зала. Мама-«мышь», взрослый, учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движений и играя на колокольчике, сопровождая стихотворным текстом:
Мышки, мышки тихо вы сидите!
По порядку буду звать.
Осторожно выходите,
В колокольчик позвените.
«Кошка»-ребенок сидит в стороне, будто спит. Дети подкрадываются к «кошке» отрывисто играя на колокольчике. На вторую часть музыки убегают от «кошки» часто звеня колокольчиком. Звучит любая 2-х частная с темповыми и динамическими изменениями музыка.