марина мерчанская
Консультация для педагогов «Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-деловых качеств, творческих способностей.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Отечественные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова и др.) рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка.
Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации, «понарошку».
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, «в уме»).
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности : принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
На основе многочисленных исследований установлено, что в возрастном диапазоне 1,5-3 года ребята могут осуществлять условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником; в 3 - 5 лет - принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевое взаимодействие с партнером-сверстником; в 5 - 7 лет - развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам двух-трех партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Сюжетная игра не возникает у детей спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Естественным образом «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастные группы (дворовые группы, группы братьев и сестер разного возраста в одной семье).
В современном обществе воспитателю приходится заменять дошкольнику недостающих старших братьев и сестер, помогать ребенку овладевать игровыми умениями, втягивать его в игру.
Таким образом, можно сформулировать принципы организации сюжетной игры в детском саду.
1 принцип:
Воспитатель должен играть вместе с детьми, т. е. встать на позицию «играющего партнера» (не «учителя»).
2 принцип:
Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Взрослый, играя с ребятами, должен пояснять действия сам («я буду купать мишку, это у меня мыло» и т. п.) и стимулировать к этому ребенка («Ты чем кормишь мишку?» и т. п.).
3 принцип:
Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Формируя игровые умения, воспитатель действует в следующей последовательности:
1) привлечь ребенка к условному действию со сложной игрушкой (кормить куклу ложкой);
2) привлечь ребенка к условным действиям с заместителем и воображаемым предметом (палочка вместо ложки, градусника);
3) ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий («сколько каши наварил, угости и Диму»).
Во 2-ой младшей группе на первый план выходит умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие (ролевой диалог).
Задача воспитателя - внимание ребенка перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером. Следует начинать совместную игру с детьми, используя взаимодополнимые роли ( например: мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель и т. п.). Смещается акцент игры с предметного действии на ролевое взаимодействие - ролевой диалог. Для развития речевого взаимодействия эффективно использовать такой методический прием как «телефонный разговор». Первоначально организуется игра по мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон». Через 1-2 дня можно приступить к свободной игре «телефонный разговор» с парами детей. (Воспитатель берет ведущую роль «врач», а дети одинаково дополнимыми «пациентами»; мама звонит папе, просит, чтобы он позвонил дочери).
Еще одним приемом является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных сказок.
Большую роль играет предметно-игровая среда (деревянные складные рамы, ширмы).
В средней группе задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли во время игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка.
Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия. Меняя свои роли в ходе игры, взрослый все время фиксирует на этом внимание ребенка («Я теперь тоже шофер, я уже не пассажир», активизирует его ролевую речь своими вопросами и репликами из каждой новой роли, стимулирует ролевые обращения к последовательно появляющимся персонажам. С детьми, у которых менее развито ролевое поведение, целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных. Они чувствуют себя в ней более уверенно, так как уже ожидают появления того или иного персонажа.
В ходе игры воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
Старшая и подготовительная группы.
К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Для того чтобы переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, в которой дети могли бы реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением (игра-придумывание).
Игра-придумывание воспитателя с детьми в ходе педагогической работы строится в следующей последовательности:
1) совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки, например: Иван-царевич и Серый волк;
2) частичное преобразование известной сказки, например: не Иван-царевич, а слуга отправляется не за Жар-птицей, а за ёлкой;
3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов, например: Иван-царевич захотел учиться в школе, он отправляется ее искать;
4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров» (необходимость в объединении разноконтекстных ролей возникает у детей очень часто в игре со сверстниками, когда играть хочется вместе, а роли, привлекающие каждого из партнеров, - совсем разные);
5) придумывание новых историй на основе реалистических событий (с дальнейшим развертыванием игры по мотивам придуманной истории).
На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двухчастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
Спасибо за внимание!
Литература
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.
Захарова В. Сюжетно-ролевые игры на прогулке//Дошкольное воспитание. –2008. – № 1.
Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 96 с.
Паникова Е. А., Инкина В. В. Беседы о космосе. Методическое пособие. ТЦ Сфера, 2010. – 96 с