Елена Смольникова
Консультация для педагогов «Развитие социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться своим опытом в плане взаимодействия с воспитателями и другими специалистами в работе с детьми дошкольного возраста по развитию социально-коммуникативных навыков.
Дошкольники испытывают определённые трудности в общении с окружающими. Некоторые дети не могут по собственной инициативе обратиться к другому человеку, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Общительность является одной из составляющих социально-коммуникативного развития.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формирование социально-коммуникативных навыков - это процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты:
1. Диалоговые, коммуникативные навыки : вербальные и невербальные.
2. Социальные навыки :
- умение выражать свои чувства и эмоции;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации.
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя.
В социальном развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные способности. Они позволяют различать те или иные ситуации общения, понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого адекватно выстраивать свое поведение.
Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие умений :
- Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нем;
- Получать необходимую информацию в общении;
- Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
- Вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
- Отстаивать свое мнение;
- Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
- Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.);
- Уважительно относиться к окружающим людям;
- Принимать и оказывать помощь;
- Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования социально-коммуникативных навыков у детей является игра.
В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра.
В процессе игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, реализуют свои способности, знания, коммуникативные умения и навыки и учатся жить в обществе.
В процессе непосредственно-образовательной деятельности необходимо включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные переживания ребенка, возникает потребность в общении. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.
Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, такие как: лото, домино, игры с правилами.
При подборе дидактических игр следует учитывать индивидуальные особенности развития детей с ОВЗ и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.
Для этого необходимо помнить несколько простых правил:
1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение.
2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за ним.
3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.
5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
6. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.
Ребенок на своем пути сталкивается с трудностями в общении и с самим собой. Как помочь ребенку? Методом арт-игры, который предлагает ребенку выразить свои чувства с помощью рисования, лепки, конструирования из природных материалов нетрадиционным способом. Арт-игры развивают творческое мышление, успокаивают, и настраивают на позитивный лад.
Основные принципы таких игр:
- желание ребенка,
- поощрение,
- получать удовольствие от самого процесса творчества.
Например: есть упражнения для коллективного и парного выполнения. Нарисуйте город «РАДОСТЬ», букет «Счастья» и т. д. Такие упражнения развивают саморегуляцию произвольного поведения, умения работать по правилам, развивать способность конструктивного взаимодействия.
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей.
Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
К концу дошкольного возраста дети в норме должны овладеть самостоятельной сюжетно-ролевой игрой.
Для того что бы дети на должном уровне овладели игровыми навыками требуется систематическое и умелое руководство ею со стороны воспитателя даже у нормально развивающихся дошкольников. А у большинства детей сюжетно-ролевая игра без направляющей роли взрослого и вовсе не формируется.
Сюжетно-ролевая игра воспитанников имеет свои особенности, связанные с индивидуальным психо-физическим уровнем развития.
Так игра ребенка с интеллектуальными проблемами в развитии непродолжительна, поверхностна, эмоционально бедна, а высшая форма игры сюжетно-ролевая самостоятельно у детей с интеллектуальными нарушениями не формируется.
Перед воспитателем стоит задача постепенного введения такого ребенка в мир игры, обучение его различным игровым приемам, использованию вариативных средств общения со сверстниками.
В процессе обучения детей той или иной игре необходимо помогать им вести диалоги, приходя на помощь всякий раз, когда дети затрудняются сами выразить свою просьбу, желание, мысль в словесной форме.
Таким образом, игровые и реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяет в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.
Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развития речи детей, которые во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: включение детей в систему социальных отношений посредством игры, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми, с учетом их возможностей, приносят положительные результаты.