Мельникова Лариса Леонидовна
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольника посредством использования интерактивных дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи дошкольника посредством использования интерактивных дидактических игр».
Из массы ИКТ я хотела бы остановиться на интерактивных дидактических играх. Интерактивная дидактическая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие речи дошкольника посредством использования интерактивных дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Функции:
Образовательная функция предполагает усвоение воспитанниками общих правил работы с учебным материалом и умелом использовании этих правил при решении других задач.
Развивающая функция заключается в развитии у детей интеллектуальной сферы : мыслительных процессов, внимания, памяти.
Воспитывающая функция позволяет формировать положительное отношение не только к изучаемому материалу, но и к самому процессу обучения, что является в дальнейшем важным компонентом при подготовке дошкольника к обучению в школе.
Главное преимущество интерактивных дидактических игр - является наглядность, инструмент усвоения новых понятий и явлений, свойств; восприятие новой информации на слух, с помощью движения объектов.
по применению интерактивных дидактических игр :
1. Подбор игр.
2. Знакомство с целью и задачами, правилами, инструкцией.
3. Взаимодействие друг с другом.
4. Подведение итогов, анализ результатов.
Дети начинают проявлять активный интерес к предметам и явлениям предметно-пространственной развивающей среды, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями; формируются умения определять цвет, величину, форму, отличия, вес предметов, расположение их по отношению к ребенку; знакомятся с материалами и их свойствами; учатся группировать и классифицировать знакомые предметы.
Для поддержания и развития самостоятельной познавательной активности детей необходимо создать условия такие как прогулки по прилегающим к детскому саду местам, наблюдения за окружающими объектами, экскурсии по детскому саду и за его пределами. В своих интерактивных играх я предоставляю детям эту возможность. Например, в экологической интерактивной игре – путешествие, дети наблюдали и закрепляли знания о деревьях, познакомились с экологическими проблемами и бережном отношение к природе. (Игра «Берегите лес!»). Отправлялись спасать героя в волшебную страну «Здоровья», где дети осваивали навыки здорового образа жизни; путешествовали по сказкам. Формировали основные математические представления, обучались конструированию по заданным схемам; знакомились с зимующими птицами («Отгадай, что за птица?», после чего изготовляли кормушки совместно с родителями, вместе с педагогами разместили на участке. С помощью загадок можно легко, в непринужденной и интересной форме помогать ребенку устанавливать и осознавать связи между наименованиями предметов и явлений, их телесными признаками и функциональными возможностями (Игры «Отгадай, что за дерево?» «Загадки безопасность зимой», «Отгадай птицу», «Загадки про спорт».
Применение электронной интерактивной игры на занятии позволяет педагогу сэкономить время на подготовку учебного материала (игры) в процессе занятия, например, если использовать игру «Вершки- корешки» в бумажном варианте, то необходимо время, для того, чтобы рассортировать картинки с изображением овощей- корнеплодов и ботвы, а в электронном варианте этой игры педагогу необходимо просто закрыть игру, нажав на соответствующий значок на панели инструментов, и при повторном открытии игры изображение появляется в первоначальном виде.
Интерактивные игры подбираю исходя из целей и задач конкретного занятия, использую дозировано, как элемент занятия на этапе закрепления знаний (отработки навыков, в рамках изучения конкретной лексической темы. Например, в рамках изучения лексической темы «Зимующие птицы» использую интерактивную игру «Разгадай кроссворд», направленную на закрепление названий зимующих птиц; в рамках лексической темы «Деревья и кустарники» использую интерактивную игру «С какого дерева листок?», целью которой, является образование относительных прилагательных.
Занятие по обучению грамоте включает в себя большое количество различных видов деятельности, на подготовку (смена материала на доске) и выполнение этих заданий требуется большое количество времени. Использование интерактивных электронных игр помогает сэкономить время выполнения задания, например, при выполнении детьми фонетического анализа с подбором графической схемы слова ребёнку необходимо найти определённое количество квадратов нужного цвета, расположить под нужным словом, а в интерактивной игре «Подбери фонетическую схему ребёнок одним движением руки располагает выбранную схему под картинкой или словом. В рамках традиционного занятия одновременная работа детей с обычной доской затруднена, а при работе с интерактивной игрой на интерактивной доске можно воспользоваться функцией «несколько участников» на панели инструментов, что позволяет принять участие в игре нескольким воспитанникам сразу.
Каждую из интерактивных игр можно использовать как самостоятельный элемент занятия, а можно комбинировать с другими играми. В рамках одного занятия по обучению грамоте использую комбинацию из 2-3 игр, отвечающих целям занятия, (например «Подбери фонетическую схему», «Буквы рассыпались», «Допиши слово») при этом, общая продолжительность работы воспитанников с интерактивной доской не должна превышать 10-15 минут.
На подгрупповых занятиях интерактивные игры использую как тренировочные упражнения для закрепления пройденного материала с воспитанниками, нуждающимися в дополнительной разъясняющей и обучающей помощи. Применение интерактивных игр с микрогруппой детей обеспечивает максимальную вовлечённость каждого воспитанника в образовательный процесс, когда все дети участвуют в выполнении задания.
На индивидуальных занятиях с воспитанниками задания, связанные с многократным проговариванием речевого материала монотонным отбором картинок на заданный звук утомляют ребёнка. Использование интерактивных игр, как нового средства подачи учебного материала, позволяет привлечь внимание воспитанника и повысить эффективность коррекционного воздействия (например, для автоматизации звука «Р» использую игру «Где живёт звук?», ребёнок называет изображение на картинке, определяет местоположение звука и перемещает рукой изображение в окошечко, соответствующее местоположению звука в слове).
В индивидуальных формах работы выбираю и комбинирую интерактивные игры, в зависимости от выбранного направления работы (по коррекции определённых компонентов речи, исходя из целей и задач занятия, индивидуальных образовательных потребностей конкретного ребёнка, что позволяет обеспечивать индивидуально- личностный подход в обучении каждого воспитанника.
Общие требования к созданию любой интерактивной игр. Основными компонентами интерактивной игры являются : игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактическая задача, оборудование, результат игры.
Объекты, воспроизводимые на экране должны быть достаточными по размеру, знакомы детям.
Текст задания должен озвучиваться диктором, либо взрослым.
Задания должны быть занимательны, интересны, понятны, просты в управлении, а также соответствовать возрастным особенностям.
Задания должны соответствовать высокому техническому уровню: развивать, давать знания, обучать в незатейливой игровой форме.
Интерактивные игры помогли мне разнообразить методические приемы подачи материала для детей. С помощью интерактивных и мультимедийных средств я моделирую различные ситуации из окружающей среды, составляю наглядные загадки, знакомлю детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами. А самый главный плюс в том, что интерактивная игра не заменяет человека на компьютер, а как раз наоборот идет активное общение с детьми, именно общение является вспомогательным средством подачи материала. Детям очень нравятся занятия с использованием этого игрового комплекса, ведь все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.