Марина Адамова
Консультация для педагогов «Развитие физических качеств через ознакомление детей старшего дошкольного возраста со спортом»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важным периодом развития личности человека. Именно этот возраст является сензитивным для формирования нравственных качеств, коммуникативных навыков, познавательной активности. В дошкольном возрасте закладываются такие качества, как ценностное отношение к собственному здоровью, физическому развитию, стремление к физическому совершенству, необходимые для полноценного развития психических процессов, успешной адаптации в социуме.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие физических качеств через ознакомление детей старшего дошкольного возраста со спортом“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
ФГОС ДО выделяет образовательную область «Физическое развитие» как одну из структурных единиц, направленную на развитие личности ребенка[1].
Одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является формирование двигательных навыков и умений, развитие ихфизических качеств [2].
Прогрессивные отечественные педагоги и психологи (Е. А. Покровокий, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, А. С. Выготский, В. В. Гориневский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Р. И. Жуковская и др.) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.
П. Ф. Лесгафт писал, что в играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью.
Вопросами влияния игры на развитие физических качеств у детей занимались Е. Н. Вавилова (1981) и Е. А. Тимофеева (1986, 1991). Е. А. Тимофеева разработала подвижные игры, способствующие развитию основных видов движений у детей младшего дошкольного возраста, влияющих на развитие физических качеств.
Н. И. Дворкина (2004) разработала методику сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3 - 6 лет на основе подвижных игр.
Е. Н. Вавилова углубленно занималась вопросами развития у детей физических качеств в процессе упражнений и подвижных игр. Ее работы были одними из первых в опыте советской дошкольной педагогики по данному направлению. Она отметила сопряженное развитие физических качеств и основных видов движений дошкольников.
Формирование двигательных навыков и умений тесно связано с развитием физических качеств ребенка, так как качество является необходимым условием быстрого и качественного совершенствования двигательного умения. Чтобы ползать, ходить бегать, прыгать, метать нужно обладать соответствующими физическими качествами.
Физические качества - это врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества. [41, с. 74]
Физические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Их развитие и совершенствование осуществляются разными путями. Но, конечно, эти движения эффективнее усваиваются детьми в игре.
Среди физических качеств, наиболее важных в спортивных играх - быстрота (футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон, ловкость (городки, бадминтон, баскетбол, выносливость (футбол, хоккей, сила (хоккей) и гибкость (настольный теннис, бадминтон)
Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.
Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения.
Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.
Быстрота движений, ловкость, сила и выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений. Гармонично развитые физические качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствую проявлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания [3].
Подвижные игры – одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и соблюдать определенные правила.
Подвижным играм с элементами спорта как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуются чувства мышечных усилий, пространства, времени, совершенствуются функции различных анализаторов.
Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма – нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми и упражнениями способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе.
Следовательно, можно сделать вывод о необходимости спортивных игр для успешного комплексного развития двигательных навыков и физических качеств. Данный вид игр является наиболее подходящим для отработки, как отдельных двигательных навыков, так и их сочетаний, способствуют переносу этих навыков в различные условия, предусматривающих переключение с одного вида движений на другой требуя и ловкости и быстроты и выносливости одновременно.
Используемая литература:
1. Кенеман А. В. Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания
детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 1985. 269 с.
2. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.
М. : Просвещение, 1981. 96 с.
3. Адашкявичене Э. Й. Баскетбол для дошкольников. М. : Просвещение,
1983. 79 с.
4. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет. М. :
Мозаика-Синтез, 2009. 212 с.