Ольга Барбашина
Консультация для педагогов «Развитие быстроты реакции у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие быстроты реакции у дошкольников»
Особенности нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая смена настроений) накладывают отпечаток на характер движений детей. В связи с этим на занятиях по физической культуре нужно контролировать увеличение или снижение физической нагрузки, не допускать внезапной остановки (с целью отдышаться) после интенсивных тренировок. Резкий переход к статическому состоянию негативно влияет на еще недостаточно тренированную сердечно - сосудистую систему, да и на весь организм в целом. Например, после интенсивного бега нужно сначала перейти на быстрый шаг, потом на медленный шаг и только после этого остановиться. Только так можно привести ЧСС в норму и не нанести вред своему здоровью.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие быстроты реакции у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Разучивать движения с детьми лучше сначала в медленном темпе. По мере приобретения двигательных умений и навыков скорость их выполнения можно увеличивать, не продлевая времени занятий (к концу занятия дошкольники должны тренироваться в том же темпе, что и в его начале). Так, если длина беговой дорожки 30 м, число прыжков должно быть 10-20 (с интервалами для отдыха).
Упражнения для развития быстроты нужно планировать в первой части занятия, когда воспитанники максимально внимательны и еще не утомлены. При этом следует учитывать, что быстрые передвижения по залу (площадке) большого количества детей травмоопасны. Поэтому целесообразно применять групповой метод организации занятия (одна группа дошкольников выполняет задания, другая наблюдает, анализирует допущенные ошибки, отдыхая при этом).
На занятиях полезно чередовать сложные и простые упражнения. Например, в беге наперегонки из различных положений развивается быстрая реакция на сигнал, в упражнениях с инвентарем – способность резко перебрасывать предметы (мячи и др.) из руки в руку (перед собой, по кругу, за спиной).
Научить детей увеличивать темп по сигналу можно, бегая по залу (легкий, быстрый или медленный бег, широким шагом и т. д.) или на месте (легкий бег, с ускорением, ходьба). Для этой цели полезны упражнения «Волчок» (ходьба или бег с поворотом вокруг себя по сигналу с увеличением темпа) и «Топотушки» (переступание на месте с ускорением).
Быстроту движений хорошо развивают разнообразные прыжки. Например, на одной и двух ногах в быстром темпе в разных вариантах, запрыгивание на гимнастическую скамью, перепрыгивание через предметы (гимнастические палки, шнуры, канаты, бруски и т. п.)
Стремление детей к скоростным движениям необходимо поддерживать, увеличивая нагрузку с возрастом, используя игровой метод.
Развитие быстроты является определяющим в играх дошкольников с бегом и ловлей. Ребенка важно научить осознанно воспринимать двигательную задачу. Определять, когда игра требует быстрой перебежки, когда увертывания, а когда можно, оставаясь на месте, приберечь силы для последующего рывка. Дошкольников нужно хвалить за игровую «хитрость», поощрять за находчивость. Как правило, наученные «хитростям» дети достигают большого успеха, игры становятся скоростными, интересными, действия игроков смелыми и решительными. Все это доставляет воспитанникам радость, чувство удовлетворения.
Игры помогающие развивать быстроту реакции у детей
«Бабочки и стрекозы»
В середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу в две шеренги располагаются играющие (команды «Бабочки» и «Стрекозы»). Игроки одной из команд должны выбежать за линию, обозначенную в 10 шагах от них. Их соперники, повернувшись кругом, бросаются вдогонку, чтобы осалить их. Выигрывает команда, набравшая больше очков за одинаковое количество перебежек. Можно использовать варианты этой игры: начать соревноваться из и. п. стоя на коленях или сидя.
«Быстрые строители»
Это соревнование между двумя – тремя командами. По сигналу педагога воспитанники от каждой команды бегут через зал и строят из кубиков башню. Следующие игроки разрушают ее так, чтобы товарищам по команде было легко восстановить постройку.
«У кого меньше мячей»
Дети образуют две равные команды. Каждая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки. (Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см.) Дети обеих команд после сигнала педагога стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.
«Обгони мяч»
Играют 2 (можно 4-6) команды. Игроки каждой команды становятся в круг, выбирают водящих, которые имеют мячи. По сигналу педагога каждый водящий отдает мяч игроку, стоящему справа, а сам бежит влево, обегает круг и становится на свое место. Получивший мяч передает его следующему игроку справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра заканчивается, когда все дети обегут круг и мяч возвратится к водящему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.
«Пятнашки»
Все занимающиеся становятся в круг диаметром 15—20 шагов. Выбираются 1—2 водящих. Все играющие и водящие стоят на одной ноге. По команде педагога водящие, прыгая на одной йоге, должны ударом ладони по плечу запятнать любого из играющих. Осаленный становится водящим. В момент смены водящих играющие могут сменить опорную ногу, но как только новый водящий приступает к выполнению своей роли, все опять должны передвигаться только на одной ноге.
Играющие не имеют права переступать через черту круга и менять опорную ногу, пока не произошло смены водящего.
«Эстафета в гору»
Перед подъемом (15—20°) чертится стартовая линия, на расстоянии 80—100 м на горе — финишная линия. Играющие делятся на две равные команды и становятся у стартовой линии в колонну по одному одна параллельно другой на расстоянии 4— 6 шагов.
По команде педагога игроки, стоящие впереди колонн, начинают бег и стараются быстрее добежать до финишной линии. Как только первый участник пересечет линию финиша, по команде педагога бег начинает второй участник этой команды и т. д., пока все играющие не добегут до финишной черты. Побеждает команда, последний участник которой первым пересечет линию финиша.
Игра может продолжаться несколько раз туда и обратно. Начинать игру можно только по сигналу. Выступать за линию старта нельзя до тех пор, пока предыдущий игрок не пересечет линии финиша.