МААМ-картинки

Консультация для молодых педагогов «Формы и методы работы воспитателя с родителями детей»

Акматова Айнура Асанкуловна
Консультация для молодых педагогов «Формы и методы работы воспитателя с родителями детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В её позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надёжной семье нуждается каждый человек.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Публикация «Консультация для молодых педагогов „Формы и методы работы воспитателя с родителями детей“» размещена в разделах

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие - это актуальный вопрос на сегодняшний день. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.

В настоящее время особое внимание уделяется негативному влиянию семьи на развитие личности ребёнка дошкольного возраста, в частности неблагоприятному психологическому климату семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей : пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; конфликты родителей с детьми) и, как следствию, потере авторитета родителей (А. А. Лысаков). Все это приводит к репрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии (М. И. Буянов, Л. Анзоре, А. И. Захаров).

Семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. И педагоги очень часто испытывают большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Работа с родителями на сегодняшний день является одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Сегодня необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы современных форм работы активного включения родителей в жизнь ДОУ.

Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Социальное партнёрство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу воспитанников в общественную жизнь, социум.

Процесс социализации ребёнка будет проходить более успешно, если будут:

установлены позитивные отношения с родителями и общественностью, с целью формирования единого пространства социального развития ребёнка;

построены партнёрские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;

расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми;

организована система взаимодействия ДОУ с социокультурными объектами по расширению воспитательного пространства.

Какие же существуют формы сотрудничества педагога и родителей? Формы подразделяются на коллективные – групповые родительские собрания, конференции, «круглые столы», семинары-практикумы; индивидуальные - беседы, консультации, посещение на дому; наглядно-информационные стенды, тематические выставки, папки-передвижки.

Групповые родительские собрания – целесообразная форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Темы собраний должны быть разнообразны и определятся прежде всего задачами воспитания детей данной возрастной группы, актуальностью той или иной темы для коллектива родителей, содержанием работы, проводимой раннее с детьми и родителями.

Для ведения собрания выбираются председатель и секретарь. Основную часть собрания составляет педагогическая беседа, которую готовят воспитатели. В докладах необходимо как можно более полнее представить особенности жизни, поведения, отношений всех детей группы и каждого ребенка. В собрание может быть включено выступление специалиста: врача (медсестры, инструктора по физической культуре, психолога, логопеда, учителя начальных классов (в подготовительной к школе группе) и др. по обсуждаемому вопросу. Обязательно следует планировать выступление кого - либо из родителей об опыте семейного воспитания, а также обсуждение текущих организационных вопросов.

Продолжительность собрания не должна превышать 1, 5 часа: педагогическая беседа может составить 20 минут (по итоговой работе за год – больше, выступление специалиста – 15-20 минут, выступление родителя с рассказом об опыте воспитания - 10-15 минут, соответственно планируется время для обсуждения докладов и других вопросов. Рекомендуется проводить в течение учебного года 3-4 собрания с постановкой наиболее значимых вопросов воспитания в данной возрастной группе.

Цель родительских конференций – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, при необходимости педагог помогает в выборе темы, может выступить специалист. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения или на уровне города, района. Важно определить актуальную тему. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалы, отражающие работу дошкольных учреждений и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников детского учреждения, членов семей.

Семинары-практикумы позволяют родителям приобрести практические навыки воспитания. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму и др. Может проходить в виде игры с педагогическим содержанием.

«Круглый стол» - обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания с обязательным участием специалистов.

Беседа – наиболее доступная и распространенная форма установления

связи педагога с семьей, его систематического общения с родителями

ребенка и другими членами семьи. Цель беседы – обмен мнениями по какому – либо вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этому вопросу, оказание родителям своевременной помощи. Беседа будет тогда осуществлять эффективное воздействие на родителей, когда в ней активно принимает участие и воспитатель, и родитель, т. е. происходит диалог. Иногда воспитатель, дав родителям совет, сделав замечание, считает, что побеседовал с ними. Это не так. Ведь осталось не выясненным, что думал по этому поводу сам родитель, как воспринял совет, как собирается выполнить рекомендации воспитателя и т. д.

Ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать воспитателю. Ежедневно он наблюдает, как проявляет себя ребенок в разных видах деятельности, обнаруживает ошибки воспитания в семье, дает им оценку, делает выводы. Перед проведением беседы с родителями продумывает, с чего начнет ее, какие вопросы задаст, чтобы выявить понимание родителями обсуждаемых вопросов, отношения к ним; договаривается с родителями о времени беседы.

Педагогическая беседа может возникнуть с отдельными родителями утром во время прихода их с детьми, а также вечером, пока ребенок одевается, с несколькими родителями или родительским коллективом. В этом случае она должна быть конкретной и содержательной, родитель должен получить новые знания по вопросам воспитания и обучения ребенка.

Беседа может возникнуть стихийно, обычно по инициативе родителей, и воспитатель не может уделить должного внимания. Тогда он договаривается о специальной встрече с родителями в удобное для них время. При проведении беседы, возникающей по инициативе родителей и вызванной их вопросами, суждениями, предложениями, руководство на себя должен взять воспитатель : он задает беседе нужное направление, делает выводы.

Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам, но основная разница в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей (поставленные в начале консультации, педагог стремиться дать им квалифицированный совет, чему – то научить. Консультации, как одна из форм индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, помогает, с одной стороны ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всех нужна, с другой, - побуждает родителей задуматься над тем, какими путями лучше всего воспитывать своего ребенка.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания в семье - все это помогает правильно наметить конкретные воспитательные задачи, которые необходимо осуществлять вместе с родителями, определить более четкое содержание работы с различными семьями. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей.

Задача педагога при первом посещении - уловить атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, как ведет себя ребенок и какое у него настроение (радостный, притихший, приветливый, какие условия созданы для деятельности ребенка (игры, игрушки, что есть у ребенка для занятий, где хранятся нужные материалы, есть ли детские книги и т. д., т. е. выяснить общие условия семейного воспитания. Воспитатель должен ограничиваться немногими советами, возможно деликатными замечаниями, которые имеют первостепенное значение для ребенка.

Повторное посещение проводят по мере необходимости с целью проверки выполнения ранее данных рекомендаций (особенно в трудных семьях, изучение наиболее ценностных сторон семейного воспитания, в связи с выявленными особенностями поведения ребенка, его развития, выяснения условий подготовки ребенка к школе и т. п.

Наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применения наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье.

Тематические выставки организуются в группе или в детском саду в связи с праздниками календарными или народными. На выставке используют разные материалы: детские рисунки, самодельные игрушки, книги, альбомы, высказывания детей, фотографии.

Так же к формам сотрудничества воспитателей и родителей можно отнести тематические досуги с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, семейные праздники (День матери, Новый год и др., участие родителей и детей в выставках, совместная подготовка спектаклей и др. ; «Почтовый ящик» (для родителей, которые хотят задать вопрос, но не желают говорить вслух; воспитатель, читая почту, может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос специалисту) «День добрых дел», вечера вопросов и ответов, выставки педагогической литературы (библиотеки) для родителей.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А. С. Макаренко.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для молодых педагогов «Формы и методы работы воспитателя с родителями детей»
Опубликовано: 29 октября 2023 в 11:58
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для молодых педагогов «Формы и методы работы воспитателя с родителями детей»» (включая файлы) размещена пользователем Акматова Айнура Асанкуловна (УИ 252483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД