Любовь Ивановна Гурьева
Консультация для педагогов «Профилактика орфографической зоркости у детей с ОНР» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка».
Консультация
для педагогов детского сада
(из опыта работы).
тема: «Профилактика орфографической зоркости у детей дошкольного возраста с ОНР.
Учитель – логопед: Гурьева Л. И.
п. г. т. Малиновский. 2012год.
Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
Публикация «Консультация для педагогов „Профилактика орфографической зоркости у детей с ОНР“ (из опыта работы)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
К. Д. Бальмонт
Статистика говорит о том, что в последние годы значительно возросло количество детей с отклонениями в речевом развитии.
Они составляют самую значительную группу – 80% от всех детей дошкольного возраста. Актуальная потребность и задача дошкольного образования на современном этапе – это всесторонняя проработка организационно – содержательных аспектов логопедической и профилактической помощи.
Что такое дисграфия? Это стойкие специфические ошибки на письме. В основе их лежат серьезные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико – грамматической стороны речи. Дети дисграфики с трудом овладевают письмом – в письменных работах множество ошибок, пропуски, перестановки, замены букв, слитное написание слов в предложении, зеркальное письмо.
Современные ученые Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Д. Б. Эльконин считали, что к ошибкам приводит несформированность знаний о звуковом составе слова.
И. Н. Садовникова, А. Н. Коренев, М. М. Безруких указывают, что причиной дисграфии может быть недоразвитие высших психических функций и не сформированность пальцевого праксиса. Значит, для полноценного обучения, ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, фонематический слух и особое зрение на буквы, иначе он овладеть письмом не сможет.
Учитывая высказывания ученых и опираясь на собственный опыт, считаю, что своевременная помощь, начиная с детского сада, облегчит ребенку, посещающему группу компенсирующего обучения и имеющего логопедический диагноз ОНР, обучение в школе. Для решения этой задачи выбрала тему: «Профилактика орфографической зоркости у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение литературы по данному вопросу
- создание и реализация системы работы по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза слов.
- мониторинг результативности разработанной системы.
Предполагаемый результат при выпуске ребенка в школу:
- умеет определять количество слов в предложении,
- умеет определить, сколько слогов в слове.
- определяет место звука в слове.
- знает, как провести звуковой анализ и синтез слова,
- знает буквы и умеет их печатать, владеет навыком чтения.
Для этого подобрала и систематизировала игры по развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это составная часть многих методов коррекционного воздействия, как на подгрупповых, так и на индивидуальных логопедических занятиях. На первых этапах развитие фонематического слуха начинала с узнавания неречевых звуков, затем охватывала звуки речи правильно произносимые детьми, постепенно вводила в работу те звуки, которые исправлены и автоматизированы. Для этой работы подобрала и систематизировала игры и игровые упражнения. Приложение №1
Основной задачей в развитии фонематического слуха и правильного звукопроизношения, считаю формирование звукового анализа и синтеза слов. Звуковой анализ и синтез слов можно рассматривать, как предпосылки формирования языковой грамотности. Мне нравиться использовать на занятии звуковую схему написания слов, ее написание идентично письму. Различие в том, что вместо буквенного кода, используются другие символы обозначения – кружочки, квадратики. Обучая детей звуковому анализу с составлением схемы, мы учим детей квази – письму, это первый этап в формировании действия письма у дошкольников. Для выполнения анализа и синтеза слова предлагаю детям алгоритм действий. Приложение №2
На занятиях по обучению элементам грамоты, отвожу время для деления слов на слоги. Что это дает детям? Это готовит детей к умению переносить слова со строки на строку, у детей усиливается слуховое восприятие и уточняется в сознании состав и порядок звуков в слове. В своей работе использую хоровое проговаривание слов по слогам с повышением и с понижением голоса, с переходом на шепот. Этот прием дисциплинирует детей, приучает их слушать товарищей. В занятия включаю работу с разрезными картинками «Сложи картинку», «Определи предмет по контуру», «Узнай зашумленные картинки». Такие упражнения способствуют у детей развитию зрительных и зрительно - пространственных функций, что необходимо для качественного обучения в школе. Приложение №3
Познакомившись с буквой, мы лепим ее из пластилина, выкладываем с помощью мелких предметов (крупы, фасоли, гороха, ниток, спичек). Дети охотно находят заданную букву в тексте (кроме газетного, пишем букву на снегу, песке, ладошке, спине. Думаю, что такими действиями мы исключим проблему оптической дисграфии.
Благодаря углубленной работе по формированию у детей фонематического слуха и зрительного праксиса:
- 7 детей читают бегло, 8 детей читают по слогам,
- 14 детей печатают под диктовку слова из 3-х 4-х букв, короткие фразы.
- 15 детей делят слова на слоги, выделяют гласную, как вершину слога.
Дети научились слушать и выполнять инструкцию взрослого во время организованной деятельности.