Ольга Гордеева
Консультация для педагогов «Применение ИКТ в условиях оздоровительно-образовательного центра»
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система организации отдыха, оздоровления и досуга детей и подростков, вобрав лучшие идеи мирового опыта, сохраняет и развивает собственные традиции, рожденные в опыте лучших загородных оздоровительных лагерей России. Специфика детского оздоровительно-образовательного центра дает такой организации определенные преимущества перед другими формами и средствами работы с детьми:
• обстановка отличается от привычной домашней, ребята теснее взаимодействуют друг с другом и со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает зона доверия,
• дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни в естественных условиях социальной и природной сред;
• отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом, что помогает развить новые навыки и умения, раскрыть потенциал каждой личности [1, с. 193].
Инструментом социализации личности выступает образование как важнейший социальный институт. В современной науке образование рассматривается как социальная система, активно взаимодействующая с социальной средой. Ее эффективность определяется системными характеристиками взаимодействия образования и общества. Важная роль в социализации детей в условиях детского оздоровительного лагеря принадлежит информальному образованию. Понятие «информальное образование» является новым для педагогики и не имеет единого устоявшегося определения. Информальное образование рассматривается исследователями как индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер [2, с. 280].
В рамках лагерной смены объединения дополнительного образования детей (кружки, клубы и секции, являющиеся по сути своей неформальным образованием, имеют низкий охват детей. Связано это с тем, что содержание дополнительных образовательных программ, формы и методы их реализации не всегда соответствуют актуальным потребностям современных детей и подростков, часто имеют формальный характер. Информальному образованию, исходя из его сущностных характеристик, принадлежит, на наш взгляд, ведущая роль в воспитательной среде детского оздоровительного лагеря и рассматривается нами как индивидуальная познавательная деятельность ребенка, сопровождающая его повседневную жизнь посредством целеустремленности, собственной активности в культурно-образовательной среде лагеря, предполагающая поиск ребенком новых решений. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это и есть те самые новшества, результат научно-исследовательской деятельности изобретателей. Их внедрение в образовательный процесс — инновационная деятельность, которая в идеале должна принести социально и личностно полезный результат. В статье мы рассматриваем опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в детском оздоровительном лагере «Гренада».
Использование ИКТ стало структурной единицей организации образовательного процесса с детьми в ДОЛ. Реализация заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка, формами и методами организации педагогического процесса, направленного на реализацию программно-методических задач. ИКТ позволяют показывать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, привлекая внимание движением, звуком, мультипликацией. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии способствуют развитию у детей исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов, а самое главное — дети не просто проводят время за гаджетами, но делают это с толком. Ребенок познает мир во всем его разнообразии, а с помощью ИКТ получает знания сверх школьной программы, легко расширяет круг общения [3, с. 202].
Информатизация детского лагеря является одним из приоритетных направлений в формировании личности ребенка. При этом необходимо решить ряд задач по соотношению традиционного детского отдыха и новых информационных технологий. В рамках оздоровительных смен проводится ряд игр с информационно-коммуникационными технологиями; их можно разделить на несколько подгрупп:
• интерактивные игры («Где логика?», «Самый умный») — образовательный процесс в игровой форме, созданный с помощью 3D-модели, возможности погружения в виртуальный мир. Такие игры проводятся с помощью мультимедийного и интерактивного оборудования;
• квесты («Карантин», «Детективные истории», «Живая комната») — возможность подростка оказаться в современном IT-пространстве, в котором необходимо разгадывать загадки посредством коммуникационных технологий с помощью использования разного рода оборудования, например тумблера, лазерной указки, робототехники, сенсорных покрытий и т. д. ;
• онлайн-игры — проводятся с помощью специальной платформы, на которой любой ребенок может зарегистрироваться и начать выполнять индивидуальные задания.
В рамках информационного взаимодействия между ведущим и игроками используется разная информационная техника (например, смартфоны, ноутбуки, планшеты с возможностями создания анимационных роликов и мультимедийных презентаций). Игра, проведенная с использованием таких технологий, становится интереснее для детей. В результате это дает более эффективное усвоение знаний и улучшение наглядности материала. Регулярное использование ИКТ в образовательном процессе лагеря позволяет не только по-новому представлять текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, но и обогащать методические возможности воспитателя, придавать учебному материалу современный уровень, активизировать творческий потенциал ребенка и способствовать воспитанию интереса к знанию. Система работы по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность ДОЛ дает положительные результаты в формировании у детей личностных качеств и характеристик: возрастает познавательный интерес, использование ИКТ формирует потребность самостоятельно осуществлять поиск новой информации, обмениваться опытом. Также появляется творческая самостоятельность, формируются коммуникативные, лидерские качества, чувство уверенности в собственных возможностях. Вместе с этим возрастает творческий потенциал, т. к. использование ИКТ увеличивает количество возможностей для реализации своих замыслов. Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс ДОЛ обеспечивает общественно ценный результат и высокий уровень развития различных сфер у ребенка.
Литература
1. Никульников А. Н. Детские оздоровительные лагеря в структуре дополнительного образования детей // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5 (36). С. 192–194.
2. Шиян Н. И. Открытая образовательная среда как средство формирования индивидуальной образовательной траектории школьника // Международ. журнал эксперимент. образования. 2014. № 4. С. 279–281.
3. Юров И. А., Алиева Э. З., Куминова Е. А. Использование современных гаджетов. Информационные технологии в подростковой среде // Юный ученый. 2018. № 1 (15). С. 101–106.