Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Потешные картинки» не только для потехи»
▼ Скачать + Заказать документы
Городецкий мастер С. Соколов «Сказка» Русский Лубок. ХХ в.
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Потешные картинки» не только для потехи.
(Представленные фото из личного архива).
«Была у зайца избушка лубяная». Луб – доска - спил бревна вдоль. Луб всегда шел на строительство, на изготовление предметов быта.
Публикация «Консультация для педагогов „Потешные картинки“ не только для потехи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Потешки для детей
- Потешки. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
В VII веке в Китае, изготовив бумагу, придумали гравюру – отпечаток рисунка с доски на бумагу. Китайцы хранили секрет до XV века, после чего их секрет узнает Европа и тоже активно занимается искусством гравюры.
Алконост – птица райская. Русский лубок ХIХв
В Москве с давних времен была Немецкая слобода - выделенное место в городе, где жили, приглашенные нашими царями европейские «западные специалисты разных отраслей». По - русски иностранцы не говорили, то есть «немые», за что все и были прозваны «немцами». «Заморские диковинки» всегда появлялись в столице в Немецкой слободе. Возможно, и гравюру здесь увидел Василий Корень (1640 г. р.), которого считают первым русским гравером. А, поскольку, гравировали на доске (лубе, то в России искусство гравюры ХVI – XIX вв называют «Лубок».
Рисунок «Сова» вырезан на доске и прокрашен.
Работа была не простая, но интересная. Распилили липовую доску. Задумали и нарисовали на бумаге картинку - сюжет. Перевели картинку на доску. Вырезали на доске рисунок по линиям картинки. Готовили краску – «вар», замешав смолу с олифой. Покрывали доску этой краской, потом накладывали лист бумаги, прижимали так крепко, будто приклеили и еще раз «прошлись по листу чистым валиком», чтобы все пропечаталось.
Оттиск «Сова».
Снимали пропечатанный лист, получали оттиск в зеркальном отображении, т. е. если на картинке «сова смотрела направо», то на оттиске она смотрим налево. А сложность в том, что на каждой картинке всегда был текст, и, чтобы буквы были «написаны правильно», мастер вырезал буквы на доске также в зеркальном отображении. «Лубок без надписи, что хлеб без соли».
«Военный корабль между галерами» Голландский лубок XVI в
На липовой доске церковные художники рисовали иконы, стоили иконы дорого. Желание иметь дома икону было у каждого, но бедный люд не мог себе это позволить. И тогда Василий Корень впервые в России создает в лубочных картинках - «Библию для бедных»: рисует, как умеет, без канонов письма, раскрашивает, делает подписи на сюжеты из Книг Бытия и Апокалипсиса. Создает более 1000 оттисков - «библейских листов», но почти все они были уничтожены по церковной цензуре. Картинки продавались дешево и с желанием их покупали крестьяне, украшая избу и молились, как иконе. Уцелевшие 36 листов сейчас находятся в Национальной Русской библиотеке Санкт - Петербурга. В 90-х годах ХХ века художником-графиком В. П. Пензиным 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня были реконструированы в современной версии и приняты Папой Римским Иоанном Павлом II в пинакотеку Ватикана. В 2016 г сделан новый заказ «Библии для бедных» для Музея Храма Христа Спасителя в Москве.
«На охоте» Английский лубок XVII в
Чем хороша гравюра. Картина художника единственная в своем исполнении и стоит дорого. А лубок позволяет с одной доски - основы распечатать до 1000 и более оттисков одной картины. Постепенно Гравюрой занимаются артельно - несколько человек, иногда семья, распределив обязанности: кто-то рисует, режет, кто-то делает оттиски. А женщины и дети, кисточек не было, раскрашивали картинку «заячьей лапкой». Краски делали из того, что под рукой: перетирали растения, сок из ягод, овощей, луковой шелухи, глины, всего 4-е цвета: красный, желтый, зеленый, фиолетовый. Весь процесс позволял выпускать в большом количестве пусть не качественных, но легко и быстро тиражируемых изображений.
«Рыбная ловля». Английский лубок XVII в
Запрет на религиозную тему заставил искать новые темы.
Появившиеся английские, немецкие, голландские лубки часто привозились русскому царю в подарок. Заморские картинки копировали, перерисовывая на «русский лад».
«Свидание». Немецкий лубок XVI в
«Черный глаз, поцелуй хоть раз». Русский лубок XVII в
Русскую гравюру называли «потешными картинками», «лубочный лист», «простовик», «фряжские (иностранные) листы», но навсегда закрепилось - название «лубок». Народные художники - самоучки рисовали, не придерживаясь пропорций, линии горизонта, да и в краске ценили «яркое пятно», - «красили, как рука поведет, туда и краска ляжет». Использовали черную линию - обводку, штриховку – она и объем показывала, и шерсть – волос. А «черточки на дороге» говорили о том, что всё находится в движении. Сюжет на листе окантовывали нарисованной простой или узорной рамкой. Главное в картинке, чтобы все пространство было заполнено, чтобы можно не просто посмотреть, а долго разглядывать, подмечать, а потом и купить за денежку и любоваться дома.
В самых удаленных уголках России ходили бродячие торговцы – офени, продавая всякий товар вместе с лубочными картинками и календарями. Лубки становятся популярными, ими украшали крестьянскую избу, боярские и царские палаты. Для своего времени, в отсутствии СМИ, «картинка» была информацией о прошлом, о сегодняшнем дне, об историческом событии, о нравах и нравственности, о семейных ценностях, о праздниках, обрядовые, о невиданных явлениях и животных, о сказках, о диковинных историях и непристойностях. Она не только веселила, но и воспитывала, образовывала, побуждала к необходимости учиться грамоте.
Песня «Лучинушка березовая». Русский лубок XIX в.
«Охотник медведя колит, собаки кусают». Русский лубок XVIII в
«Савоська и Парамошка за картами». Русский лубок XVIIIв
С. Соколов «Поиграй гармошка, времени немножко» Русский лубок XX в.
Лубок объединяет картинку и рассказ, который может быть в одно предложение, как пословица или текстом целой песни, повествования. Текст был всякий: иногда критический, а иногда и непристойный. Любили прославлять царя Петра, да и от критики его действий не отказывались, на что он не сердился, а только повелел открыть мастерские, да Гравировальную Палату в Москве, где уже рисовали на медных листах. Покупатели от крестьян до дворян ценили картинку за яркость и юмор, а не за качество исполнения.
Лубочная картинка украшает верхнюю часть прялки – «лопатку», а как прясть заканчивали, «лопатку» на стену вешали, как картину, для красоты.
Лубочная картинка в избе - радость
Покупали лубки для украшения своего жилья, да и на радость своим детям.
«Раёк» Русский лубок XVIIIв
«Раёк» Реконструкция XXI в.
Ждал народ и стар и млад, когда на ярмарках появится домик на колесах - передвижной Раёк – внутри на барабанах крутилась лента из склеенных лубочных картинок. Желающие за копеечку смотрели во внутрь, а хозяин райка, крутил ручку, да рассказывал уморительный текст, который специально не всегда соответствовал нарисованному, что еще больше веселило смотрящих и разжигало интерес, стоящей рядом публики.
И. Билибин: иллюстрации «Русские сказки», «Сказки А. С. Пушкина», «Сказки бр. Гримм», «1000 и 1 ночь», декорации спектаклей – проникновение 2-х направлений: «модерн на основе лубка».
В России лубки просуществовали до начала ХХ века, при этом оказав влияние на первые иллюстрации детских книг, на жанр Частушки, на творчество художников Кандинского, Машкова, Шагала, Билибина, на все народные ремесла и промыслы (Федоскино, Палех, Гжель и др). После 1917 года лубок имеет новые темы и новые способы выражения: появляется жанр карикатуры и шаржа, «Окна РОСТА» с текстами В. Маяковского, в балетах и операх в творчестве композитора Стравинского, в плакате, творчестве Кукрыниксов, комиксах, афише, рекламе.
На Гербе и флаге одного из районов Ивановской области изображен офеня, как дань истории места.
Сегодня наши современники – профессиональные художники и художники – самоучки - любители, показывают свои работы - лубки на выставках многих городов страны и за рубежом. В Москве есть Государственный Музей лубка и наивного искусства.
Современный лубок разнообразен, не пропускает актуальные темы: «Беда - карты и пьянство», «Нет наркомании», и др.
Будут совершенствоваться техники исполнения: сейчас нарисовать лубок можно и на компьютере, но это не заменит ни руку, ни душу мастера. Русское национальное искусство - Лубок никогда не исчезнет. Это мудрость народная, часть русского искусства, фундамент, на котором стоит и развивается наша Культура - духовность русского народа.
«Выставка детского рисунка», как разновидность русского народного творчества подрастающего поколения, будущих профессиональных или самодеятельных художников или просто знатоков истории своего народа просто тех, кто идет за нами!