Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Пока есть хлеб да вода, всё не беда» к Всемирному Дню хлеба на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов к Всемирному Дню хлеба на М
Л. Рыбакова Консультация для педагогов «Пока есть хлеб да вода, всё не беда». К Всемирному дню хлеба на МААМ.
(Фото сделаны мною в Музее Хлеба с разрешения администрации).
Публикация «Консультация для педагогов „Пока есть хлеб да вода, всё не беда“ к Всемирному Дню хлеба на МAAM» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- День хлеба, 16 октября
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
15 тыс. лет до н. э. наши предки, в поисках пропитания, заметили колоски диких ржи, пшеницы, ячменя, овса. Сначала зерна употребляли сырыми, потом растирали их камнями. Научившись готовить на огне, смекнули, что «поджаренный на камне» колос легче отдает зерно, которое перетертое камнем и смешанное с водой, гораздо вкуснее, чем сырое. Так родилась каша и мука – «родители Хлеба».
5 тыс. лет назад человек уже культивирует дикие злаки. Возможно, зерновая каша пролилась на горячий камень, удивив человека хлебной лепешкой.
Древние египтяне, а потом и греки, открыли «закваску», которая сделала из лепешки знакомый нам хлеб. У каждого народа свой рецепт хлеба. В России, может потому, что рожь была более неприхотлива для климата, ржаной хлеб был основным «хлебным» питанием, а пшеничный хлеб – как лакомство, - не часто и не для всех. Работа в поле на Руси: пахота – сев – жатва – дело святое! «Работай до поту, поешь хлеба в охоту».
С началом пахоты выбирали уважаемого в селе мужчину – «зачинальщика». Он первым пройдет по полю с плугом или сохой, в который запрягали быка, корову или лошадь. За его бороздой, все селяне вспахивали свои участки земли. Если семья была бедной, без быка или лошади, муж впрягался в плуг, а жена и дети ему помогали.
Потом «боронили» поле, чтобы разбить комья земли. Борона с большими штырями в несколько рядов, похожа на Грабли.
В поле брали каравай, а по окончании работы, вскармливали животным, благодарили их за помощь.
Маленка или севалка – короб или плетеная корзина - мера зерна для ручного посева, вмещала пуд зерна – 16 кг.
Пора сеять. Выбирали Засевайщика – такого же крепкого мужчину, - он накануне парился в бане, исповедовался и причащался в церкви. Наутро в новой рубахе выходил в поле босой, чтобы проверить, прогрелась ли земля, и Засевайщик давал команду к посеву. Из полной маленки брали в горсть зёрна прошлого урожая, вместе с крошками хлеба. Прося землю дать богатый урожай, ребром ладони ударяли по маленке, и зерно падало рядом с сеятелем. Чтобы птицы зерно не склевали, утаптывали его в земле своими шагами.
Серп
А потом уже ждали спелого колоса: золотистого цвета, да чтобы к земле кланялся под тяжестью зерна. Проверяли зерно на зуб, чтобы разгрызть нельзя или растирали колосок пальцами, чтобы легко отдавал зерно. Спелое зерно в течение 3 дней надо быстро и вовремя собрать, чтоб оно на землю не осыпалось. Начиналась Жатва. Поскольку Мать-Земля хлеб уродила, то и жатва - дело женское. Теперь выбирали Зажинальщицу – уважаемую женщину, у которой были свои дети: мать в семье, как мать – земля. Зажинальщица срезала и вязала первые 3 снопа, а за ней все жители, от мала до велика, выходили собирать урожай. Женщины работали серпами, мужчины – косами, кто срезал колосья, кто сгребал граблями, кто вязал снопы.
Под дождем колосья отсыревали. Селяне делали Овин - временную постройку для просушки снопов перед молотьбой. Овин, построенный конусом, называли – «шиш». Под конусом рыли яму и там разводили огонь.
Грязные зерна промывали в специальном корыте с желобом для стока воды.
Цеп – молотило
Праздник урожая - общая радость, танцуя, утаптывали землю, покрывали ее плотной тканью, укладывали туда снопы с колосками. Мужчины брали «цеп-молотило» и, раскручивая его над головой, ударяли с силой по колоскам, выбивая зернышки.
Соломорезка
Солома шла на игрушки, крышу домов, подстилку для скота, ею набивали матрасы да подушки.
Большая зерновая ложка – черпак - «мешало». Малая зерновая ложка – «поддевка».
Чтобы очистить зерно от шелухи и насекомых, зерновой ложкой подбрасывали зерно вверх, - пыль, шелуху и насекомых сдувало ветром.
Позже придумали механическую веялку: сверху насыпали зерно, крутились лопасти, выдувая мякину. Мякина – примесь луговых трав, мелких частей колосьев, обрывков стеблей и прочей шелухи. Выражение: «На мякине не проведешь»: кому мякина, а кому зерно. Чистое зерно собирали, делили пополам: часть оставляли на следующий посев, а часть на выпечку хлеба.
Жернова
Сразу всё зерно не мололи. У кого не было дорогой мельницы, тот обходился ручными деревянными жерновами: нижняя часть неподвижна, верхняя крутилась, сверху засыпали зерно, получали муку грубого помола.
Позже появилась ручная мельница, жернова которой были из камня, мука при этом получалась тонкого помола, но зерна нужно было больше, эта мука шла только на праздничную выпечку.
Решето
Муку грубого помола «веяли» решетом и такой хлеб называли «решетняк». В сито натягивали конский волос, он был крепким и надежным, ячейки были мельче, чем в решете. Через сито, просеивали муку тонкого помола, - хлеб называли «ситный». Ржаной – называли хлебом, Пшеничный – булкой…
Квашня. Через отверстие в кадке-квашне – «тесто дышало».
Каждая хозяйка знала, сколько взять зерна для одной выпечки. В квашне готовили тесто на закваске. Пекли либо в понедельник, либо в четверг на всю неделю. У хозяйки всегда была оставленная закваска - «предыдущий кусочек теста», скатанный колобком-шариком. По традиции, выходя замуж, невеста брала из своего дома кусочек теста, свекровь давала свою закваску, и, соединив их, молодая семья получала новый свой хлеб. Выпеченный хлеб накрывали нарядным полотенцем, и хозяин рукой придавливал сверху: если хлеб возвращал свою форму, - хлеб был выпечен правильно. Если вмятина на хлебе оставалась, хозяйку журили, поскольку такой хлеб быстро портился.
Ступа и Пест
Хозяюшка готовила. Хозяин сам мастерил по ее желанию и наставлению все предметы домашнего обихода: ступы, жернова, меленки, лари, короба, посуду… «Хлеб да каша – пища наша». Чтобы из зерна получить крупу, его толкли в ступе, перетирая пестом. А Баба Яга еще и летала в ступе. Ступа и пест были у каждой хозяйки: это обязательная часть приданого невесты.
Хранили хлеб в деревянных ларях - коробах, с плотно закрывающейся крышкой,- здесь хлеб долго оставался свежим.
Пестерь – заплечный короб. Короба с лямками для сбора ягод, грибов, переноса хлеба или малых деток. Носили хлеб в берестяных коробах, закрепленных на бретелях за плечами, как в русской народной сказке «Маша и медведь».
Так хозяин и хозяйка в семье управлялись только с тем, как накормить семью выпечкой да кашей, а сколько других дел по хозяйству у каждого члена семьи и в долгий летний день и в короткий зимний… Одних плетенных лаптей хватало на 3 дня каждому члену семьи…
В наше время труд людей более 120 профессий связан с «приходом» на наш стол вкусного Хлеба! Мы уважает Труд людей, и призываем всех и детей и взрослых уважать хлеб, зная и помня о цене Хлеба в трудные годы нашей страны.
«С кем разделишь хлеб, тот станет твоим другом, будь то человек, птичка, собачка, кошечка». Хлеб – был и остается любимым продуктом питания и бережное отношение к зернышку также важно, как и уважение к труду хлебороба. От урожая хлеба зависит жизнь людей. Сбережем Хлеб – Сохраним Жизнь!