Соловьева Татьяна Васильевна
Консультация для педагогов по разработке и использованию мультимедиа презентации в образовательной деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов по разработке и использованию мультимедиа презентации в образовательной деятельности детей.
Цель: повысить компетентность педагогов в использовании мультимедиа презентации в образовательной деятельности ДОУ
Мультимедиа - это самые мощные и интересные для образования продукты, комбинированно включающие в себя тексты, иллюстрации, видео, звук и другие цифровые возможности.
Публикация «Консультация для педагогов по разработке и использованию мультимедиа презентации в образовательной деятельности детей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) в образовательной деятельности детей зависят, от содержания этой деятельности и цели, которую ставит педагог.
Обратимся с начала к содержанию образовательной деятельности детей с использованием мультимедиа презентации.
Подготовительная часть. В ней идет погружение ребенка в сюжет занятия, через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно–ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять материал на компьютере (на мониторе).
Основная часть образовательной деятельности включает в себя овладение и восприятие материала, который предоставляет педагог на экране.
В заключительной части подводится итог – беседа на закрепление материала, делается оценка выполненных заданий.
Также заключительная часть занятия необходима для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, для снятия мышечного напряжения (физкультминутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Выделим основные достоинства мультимедиа презентации в процессе образовательной деятельности детей :
– осуществление полисенсорного восприятия материала;
– возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
– объединение аудио-, видео - и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- сопровождение презентации героями из мультфильмов (вызывает огромный восторг и интерес у детей);
- предоставление информации в игровой форме;
– компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Из перечисленных выше достоинств мультимедиа презентации, следует вывод о том, что применение ее в процессе ознакомления старших дошкольников с родным краем, позволяет нам сделать его эмоционально окрашенным, привлекательным, помогает нам вызвать у ребенка живой интерес к материалу, обеспечить активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков, свойств объектов и предметов. Также презентация позволяет нам сформировать у детей способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развивать зрительное внимание и зрительная память.
Поэтому, мультимедийная презентация является прекрасным наглядным источником формирования у детей бережного и заботливого отношения к родному краю.
Как мы отметили выше, презентация имеет массу достоинств, способствующие повышению знаний детей старшего дошкольного возраста о родном крае, но несоблюдение основных требований по разработке и применению презентации будет препятствовать эффективному восприятию и запоминанию материала детьми, представленный на слайде.
Во - первых, при использовании мультимедийной презентации необходимо позаботится о соблюдении санитарно – гигиенических норм: четкое изображение, расстояние до экрана должно быть не менее 50 см. ; оптимальная продолжительность для детей 5-6 лет не более 8 минут, для детей 6-7 лет 8-10 мин. Более длительное использование экранных средств вызывает утомление и неэффективно.
Во – вторых, как и где должен стоять педагог при демонстрации информации на слайде?
- при демонстрации слайдов и обращении к аудитории лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация;
- педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более "сильную" позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам;
- быстро посмотрев на изображение (предмет, можно жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем следует, снова повернуться и обратиться к аудитории;
- при временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов желательно переместиться в центр кабинета и продолжить презентацию;
- если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие;
- и не следует:
говорить, повернувшись спиной к детям;
читать конспект занятия;
загораживать демонстрируемое изображение;
допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации;
выдавать раздаточный материал во время презентации.
Также педагоги, обратите внимание при составлении расписания, чтобы занятия с использованием средств мультимедиа не шли один за другим или не ставились вслед за теми занятиями, которые связаны со значительным напряжением (изобразительная деятельность, труда, потому, что у воспитанников после занятий с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность, учебная активность.
Наиболее благоприятных дней для проведения занятий с компьютером в группе детей шестого - седьмого года жизни это - вторник, среда и четверг.
В – третьих рассмотрим более подробно требования к оформлению презентаций.
Для лучшего восприятия презентации, ее влияния на результативность процесса обучения и состояние здоровья детей и педагогов необходимо придерживаться следующие:
1) Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение материала.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана (слайд №1)
2) Цвет
Помните, что цвет по-разному влияет и на первичное восприятие, предлагаемого Вами материала, и на его запоминание, и на здоровье ребенка (человека). ( Например: зеленый и белый цвет – спокойные, не раздражающие, способствующие интеллектуальной деятельности (слайд №2). Красный цвет - привлекает внимание, но оказывает возбуждающее психологическое воздействие (слайд №3).
Достигайте «цветового равновесия». Пестрые и разноплановые картинки не будут выбиваться из общего стиля, если вы оформите их в одинаковые, по цвету, рамочки или создадите коллажи.
На одном слайде рекомендуется использовать не более четырех цветов: один для фона, один-два для заголовков и один-два для текста. Достигайте сочетаемости цветов (слайд №4)
Для фона лучше использовать светлые тона. Цвет и размер шрифта, оформление шаблона должны быть подобраны так, чтобы все надписи читались.
3) Шрифт
Выбор размера шрифта на слайде определяется исходя из нескольких условий:
размером помещения и максимальной удаленностью зрителей от экрана;
освещенностью помещения и качеством проекционной аппаратуры.
Текст должен читаться с самой дальней точки помещения, где происходит демонстрация.
Примерные рекомендуемые размеры шрифтов (с учетом демонстрации презентации в маленьком кабинете :
заголовок 22-28 pt;
подзаголовок 20 -24 pt;
текст 18 - 22 pt;
подписи данных в диаграммах 18 - 22 pt;
шрифт легенды 16 - 22 pt;
информация в таблицах 18 -22 pt.
Помните, чем больше помещение и удаленнее зрители (ученики) от экрана, тем крупнее должен быть шрифт.
4) Общие требования к использованию рисунков и фотографий на слайдах:
четкость, качество исполнения самих фотографий и рисунков;
соответствие фотографий, рисунков (как зрительного ряда) текстовому содержанию (фото и рисунки необходимо подписывать);
разумное дозирование количества фотографий и рисунков в презентации и на одном слайде (как правило, это 3-5 изображений для иллюстрации одной идеи).
размещение фотографий и рисунков на слайде должно отвечать общим дизайн - эргономическим требованиям экранного представления информации;
для облегчения «веса презентации», т. е уменьшения объема файла фотографии рекомендуется представлять в сжатом виде.
Грамотно подобранное изображение усиливает внимание, положительно влияет на понимание содержания учебного занятия, положительно влияет на эмоциональный фон занятия (мероприятия).
5)Анимации и эффекты
Одна из самых привлекательных особенностей презентации – конечно- же интерактивность, что обеспечивается различными анимационными эффектами.
Увиденное сначала предстает перед нами как образ – мы реагируем на поведение объекта (движение, изменение формы и цвета, выделяем размер, цвет, форму, а затем обращаем внимание на содержание.
Понимание закономерностей восприятия, грамотное, планомерное использование приемов анимации – залог повышения эффективности восприятия материала, представленного в презентации.
С помощью анимации создается модель какого-либо процесса, явления, наглядного решения задачи, последовательности выполнения каких-либо действий, ответов на вопросы и т. д. Планируя и оценивая презентацию, помните: анимации и эффекты – только к месту.
Обратите внимание на техническую готовность мультимедиа аппаратуры :
хорошее состояние и готовность аппаратуры к работе;
рациональное, грамотное, безопасное размещение аппаратуры;
наличие затемнения и быстрое управление им;
соответствие общим гигиеническим условиям;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям при использовании компьютера и мультимедийных презентаций.
Помните, презентация сопровождается речью педагога, но не заменяет ее. Таким образом, если обращайте на основные педагогические и гигиенические требования и требования качества к демонстрационным материалам, и соблюдать временные рамки использования, то процесс ознакомления детей с родным краем будет способствовать успешному восприятию и запоминанию детьми предоставляемой информации.
Литература:
1. Смолянинова О. Г. Разработка мультимедийных электронных учебников в среде образовательных ресурсов Информатика и образование, 2008.– №
2. Челак Е. Н., Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в учебном процессе. М. : - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 584 с.