Наталья Владимировна Костенко
Консультация для педагогов «Планирование работы с детьми на экологической тропе детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и расширить знания педагогов о планировании работы с детьми
на экологической тропе детского сада, формировать профессиональную
компетентность в сфере экологии.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании
и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представле-
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ния, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном отношении к ней.
Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды –
формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения; эстетические и этические чувства;
интерес к природе и проблемам ее охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к соблюдению норм поведения в природе.
Работу по формированию бережного отношения детей к природе можно проводить
на занятиях, во время прогулок на участке, экскурсий в ближайшее природное
окружение, также можно организовать работу с детьми на экологической тропе.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая,
исследовательская деятельность в природных условиях. Учитывая принцип регионализации, необходимо экологическое образование начинать с объектов ближайшего природного окружения. Наблюдение и практическая деятельность по
уходу за растениями и животными, осмысление и положительные эмоции, полученные при этом, составляют основу экологически адекватного поведения ре-
бенка, основу осознанно-правильного отношения к природе.
Сформировать осознанно правильное отношение дошкольника к природе, ее
явлениям и объектам можно только на примерах, которые он наблюдает повседнев-
но. Ребенок может полюбить и научиться беречь лишь то, что его непосредственно
окружает и способно вызвать его интерес.
Важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения,
безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими
интересами, склонностями, уровнем познавательного развития отводится созда-
нию на территории детского сада экологической тропинки и организации на
ней работы с детьми.
На территории нашего детского сада проложена экологическая тропа, объектами которой являются деревья, кустарники, клумбы с цветами, грядка с лекарственными
растениями, одуванчики, трава, огород, вьющиеся растения, птичий столб, старый
пень, муравьи, искусственный водоем – фонтан. На экологическую тропу оформлен
паспорт и разработаны методические рекомендации по организации работы с
детьми на всех объектах тропы.
Краткое описание маршрута
(по плану-схеме)
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада
1) Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего природного
окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
2) Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств
каждого ребенка.
3) Познакомить детей с разными объектами живой природы и показать ее взаимо-
связь с окружающим миром.
4) Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
5) Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой
рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
6) Проводить на экологической тропинке наблюдения в разные времена года,
игры, прогулки, исследования, театрализованные занятия, трудовую деятель-
ность.
7) Проводить занятия на экологической тропе, отмечать их в планах воспитате-
льно-образовательной работы.
С детьми младшего дошкольного возраста – 1 раз в квартал
С детьми старшего дошкольного возраста – чаще.
Этапы создания и оформления тропинки :
1) Обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных
объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов:
общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах
с учетом возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть
макет экологической тропинки.
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки.
5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6) Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
Практическая часть
Работа с педагогами на объектах экологической тропы
(каждый педагог должен представить свой объект: рассказать стихотворение,
загадать загадку, провести наблюдение, предложить экологическую игру,
эксперимент, трудовую деятельность)