МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Педагог — личность творческая»

Елена Чупрова
Консультация для педагогов «Педагог — личность творческая»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагог-психолог : Чупрова Е. В.

Консультация для педагогов :

«Педагог — личность творческая

Формирование творческой активности у педагогов.

Педагогическая деятельность, какие бы области она ни включала, всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.

Публикация «Консультация для педагогов „Педагог — личность творческая“» размещена в разделах

Вообще проблема творчества в наши дни стала весьма актуальной и по праву считается «проблемой века». Педагогическое творчество имеет особенность : его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого, уникального. Необходимость готовить к творчеству каждого педагога не нуждается в доказательстве.

Творческий педагог- это думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае — это огромный запас идей и свободная в них ориентация. А для этого надо знать достижения, в первую очередь, современной психолого-педагогической науки и образования детей.

Сегодняшний образовательный процесс предъявляет к педагогу особые требования : профессиональная компетентность, высокий уровень культуры, интенсивная работоспособность, эрудированность, творческая активность.

Основными критериями в формировании творческой активности педагога являются умения :

— ставить и анализировать цели в своей деятельности;

— ориентироваться в различных ситуациях;

— принимать решения;

— реализовывать определённые программы или планы исполнения;

— проверять результаты своей деятельности и корректировать её с учётом изменяющихся ситуаций.

Требования, которым должны соответствовать вышеперечисленные критерии:

— отражают как результативные, так и процессуальные характеристики активности педагогов и характеризуют не только её результат, но и способы его достижения;

— основываются на дидактических принципах обучения и воспитания;

— являются социально и психологически значимыми, имеют смысл для педагога;

— просты для понимания и легко измеримы.

Существуют следующие компоненты творческой активности : мотивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой.

Мотивационный компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности, в том числе и творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяют поведение человека в целом, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Мотивационный компонент изучался многими исследователями, которые рассматривали его как системообразующий элемент в творчестве, поскольку он не только придаёт творческой деятельности личную значимость, но и регулирует её на всех этапах осуществления.

Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и овладения умениями такого рода. У педагогов он предполагает :

осознание необходимости воспитать в себе творческую личность;

понимание значимости решения проблемы развития творческой активности;

желание воспитывать в себе творческое воображение, фантазию, импровизацию, творческую преобразующую деятельность;

осознание важности развития творческой активности у детей дошкольного возраста;

заинтересованность, увлечённость педагога в решении данной проблемы;

стремление к получению высокой оценки, признание успеха в творческой деятельности.

Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к творческой деятельности. Многие авторы выделяют его в качестве основного компонента творчества.

Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это умения планировать, способность к самоорганизации, т. е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, способность к релаксации, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.

Итак, содержательно-операционный компонент включает в себя:

знание философских, психолого-педагогических основ теории творчества;

широкий общекультурный кругозор: постоянное совершенствование в творческой деятельности;

умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обосновывать, выражать свои мысли;

способность генерировать идеи, гибкость мышления, переносить знания, мнения в новые ситуации;

способность использовать творческий опыт других, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения;

готовность к овладению современными инновационными процессами творческой деятельности и проектирование на этой основе собственных инноваций.

Эмоционально-волевой компонент. Эмоции — это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонности заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.

Другая составляющая этого компонента — волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер.

Эмоционально-волевой компонент предполагает:

умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатую работу до конца;

наличие интереса, умение радоваться и удивляться;

решительность, инициативность, способность к волевым умениям.

Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы.

Ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Таким образом, формирование готовности педагогов к воспитанию творческой активности детей связано со всеми сторонами формирования личности : потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности.

Прежде всего педагог сам должен быть личностью творческой, яркой, профессионально грамотным, любящим детей человеком.

Н. Будник

Сейчас мы с вами продолжим нашу беседу и ответим на тест, узнаем ваш творческий возраст.

Тест для педагогов «Ваш творческий возраст»

(Отмечайте наиболее подходящие вам варианты ответа)

1. Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобусной остановки. Подходит автобус. Что вы сделаете:

а) побегу, чтобы успеть;

б) буду идти как можно быстрее;

в) буду идти немного быстрее, чем обычно;

г) буду идти, как шел;

д) посмотрю, не идет ли следующий автобус, а потом решу, что делать.

2. Ваше отношение к моде:

а) признаю и действую, чтобы соответствовать ей;

б) признаю то, что мне подходит;

в) не признаю современные экстравагантные модели;

г) не признаю современную моду вообще;

д) признаю и отвергаю, смотря по настроению.

3. В свободное время вы охотнее всего:

а) проводите время с приятелями;

б) смотрите телевизор;

в) читаете художественную литературу;

г) разгадываете кроссворды;

д) занимаетесь чем угодно.

4. На ваших глазах совершается явная несправедливость. Ваши действия:

а) сразу постараетесь восстановить справедливость всеми доступными средствами;

б) встанете на сторону пострадавшего и постараетесь ему помочь;

в) постараетесь восстановить справедливость в рамках закона;

г) а что можно сделать? Осудите про себя очередную несправедливость и продолжите свои дела;

д) вмешаетесь в обсуждение, не высказывая своего мнения.

5. Когда вы слушаете современную молодежную музыку, то:

а) приходите в восторг;

б) думаете, что и вы этим должны «переболеть»;

в) не признаете этот шум и грохот;

г) считаете, что на вкус и цвет товарищей нет.

6. Вы находитесь в дружеской компании. Для вас важно:

а) возможность продемонстрировать свои способности;

б) сделать так, чтобы люди не забывали, с кем имеют дело;

в) соблюсти приличия;

г) вести себя в соответствии с нормами этой компании.

7. Какая работа вам нравится:

а) содержащая элементы неожиданности и риска;

б) разная, но не монотонная;

в) такая, где можно использовать свой опыт и знания;

г) нетрудная;

д) смотря по настроению.

8. Насколько вы предусмотрительны:

а) склонны приниматься за дела, не раздумывая;

б) предпочитаете сначала действовать, а уже потом рассуждать;

в) предпочитаете не участвовать в делах, пока не выяснены хотя бы основные их последствия;

г) предпочитаете участвовать только в таких делах, где успех гарантирован;

д) относитесь к делам в зависимости от ситуации.

9. Доверчивы ли вы:

а) доверяете некоторым людям;

б) доверяете многим людям;

в) не доверяете многим;

г) не доверяете никому;

д) все зависит от того, с кем вы имеете дело.

10. Ваше настроение:

а) преобладает оптимистическое;

б) часто оптимистическое;

в) часто пессимистическое;

г) преобладает пессимистическое;

д) в зависимости от обстоятельств.

Результаты:

Подсчитайте отдельно количество положительных ответов по каждой позиции от б до д. Затем найдите общую сумму по формуле: Т — 2 (б + Зв + 4г + 2д). Полученная цифра - ваш творческий возраст.

Если количество баллов совпадает с вашим возрастом, то все в порядке.

Для тех, кто предпочитает творческую деятельность, желательно, чтобы психологический возраст не опережал паспортный.

А если после тридцати лет он отстанет, то это будет значить, что вы в хорошей форме, свободны от стереотипов и ваши возможности далеко не исчерпаны.

Когда ваш творческий возраст идет немного впереди - тоже неплохо: значит, вы успешно справитесь со стандартными действиями, требующими четкости и пунктуальности.

Публикации по теме:

«Творческая мастерская». Лепка и роспись глиняных игрушек по мотивам дымковской росписи для педагогов ДОУ«Творческая мастерская». Лепка и роспись глиняных игрушек по мотивам дымковской росписи для педагогов ДОУ Под руководством педагога дополнительного образования воспитатели лепили из глины дымковские игрушки, затем их расписывали для создания.

Интеллектуально-творческая игра для родителей и педагогов «Искусство хвалить ребенка» Доброе утро уважаемые родители, коллеги. Меня зовут (воспитатель представляется). Я приветствую всех на увлекательной, познавательной игре.

Как воспитать не потребителя, а полноценную личность. Консультация для неравнодушных родителей Главное в воспитании ребенка не тренировка мозга, а воспитание его духовно – нравственных ценностей. В настоящее время отмечается снижение.

Консультация для педагогов «ИКТ-компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС» ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение.

Консультация для родителей «Как развить личность ребенка с помощью трудовой деятельности» Личность ребенка формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов. Трудовому воспитанию, т. е. привлечению детей.

Мастер-класс для педагогов «Творческая мастерская «Садовый участок» .

Практическое занятие для педагогов «Толерантная и интолерантная личность» Цель: ознакомить с понятиями толерантной и интолерантной личности. Повышение уровня взаимопонимания и согласованности действий в группе.

Тренинг для педагогов «Педагог без стрессов и тревог» Цель: снять эмоциональное напряжение педагогов, выявить степень стрессогенного состояния, освоить способы управления эмоциональным состоянием,.

Творческая мастерская для педагогов ДОУ «Сказка как средство воспитания и развития речи детей дошкольного возраста» Творческая мастерская для педагогов доу «Сказка как средство воспитания и развития речи детей дошкольного возраста» Ход проведения Вступительное.

Творческая работа педагоговТворческая работа педагогов Хочу представить работу совместную с моей напарницей ко дню дошкольного работника! Выполнялась она с помощью кварцевого песка, гуаши и клея.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Педагог — личность творческая»
Опубликовано: 25 октября 2018 в 16:42
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Педагог — личность творческая»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чупрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД