Елена Чупрова
Консультация для педагогов «Педагог — личность творческая»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог : Чупрова Е. В.
«Педагог — личность творческая!»
Формирование творческой активности у педагогов.
Педагогическая деятельность, какие бы области она ни включала, всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.
Публикация «Консультация для педагогов „Педагог — личность творческая“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Вообще проблема творчества в наши дни стала весьма актуальной и по праву считается «проблемой века». Педагогическое творчество имеет особенность : его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого, уникального. Необходимость готовить к творчеству каждого педагога не нуждается в доказательстве.
Творческий педагог- это думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае — это огромный запас идей и свободная в них ориентация. А для этого надо знать достижения, в первую очередь, современной психолого-педагогической науки и образования детей.
Сегодняшний образовательный процесс предъявляет к педагогу особые требования : профессиональная компетентность, высокий уровень культуры, интенсивная работоспособность, эрудированность, творческая активность.
Основными критериями в формировании творческой активности педагога являются умения :
— ставить и анализировать цели в своей деятельности;
— ориентироваться в различных ситуациях;
— принимать решения;
— реализовывать определённые программы или планы исполнения;
— проверять результаты своей деятельности и корректировать её с учётом изменяющихся ситуаций.
Требования, которым должны соответствовать вышеперечисленные критерии:
— отражают как результативные, так и процессуальные характеристики активности педагогов и характеризуют не только её результат, но и способы его достижения;
— основываются на дидактических принципах обучения и воспитания;
— являются социально и психологически значимыми, имеют смысл для педагога;
— просты для понимания и легко измеримы.
Существуют следующие компоненты творческой активности : мотивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой.
Мотивационный компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности, в том числе и творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяют поведение человека в целом, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
Мотивационный компонент изучался многими исследователями, которые рассматривали его как системообразующий элемент в творчестве, поскольку он не только придаёт творческой деятельности личную значимость, но и регулирует её на всех этапах осуществления.
Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и овладения умениями такого рода. У педагогов он предполагает :
осознание необходимости воспитать в себе творческую личность;
понимание значимости решения проблемы развития творческой активности;
желание воспитывать в себе творческое воображение, фантазию, импровизацию, творческую преобразующую деятельность;
осознание важности развития творческой активности у детей дошкольного возраста;
заинтересованность, увлечённость педагога в решении данной проблемы;
стремление к получению высокой оценки, признание успеха в творческой деятельности.
Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к творческой деятельности. Многие авторы выделяют его в качестве основного компонента творчества.
Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это умения планировать, способность к самоорганизации, т. е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, способность к релаксации, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.
Итак, содержательно-операционный компонент включает в себя:
знание философских, психолого-педагогических основ теории творчества;
широкий общекультурный кругозор: постоянное совершенствование в творческой деятельности;
умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обосновывать, выражать свои мысли;
способность генерировать идеи, гибкость мышления, переносить знания, мнения в новые ситуации;
способность использовать творческий опыт других, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения;
готовность к овладению современными инновационными процессами творческой деятельности и проектирование на этой основе собственных инноваций.
Эмоционально-волевой компонент. Эмоции — это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонности заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.
Другая составляющая этого компонента — волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер.
Эмоционально-волевой компонент предполагает:
умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатую работу до конца;
наличие интереса, умение радоваться и удивляться;
решительность, инициативность, способность к волевым умениям.
Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы.
Ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.
Таким образом, формирование готовности педагогов к воспитанию творческой активности детей связано со всеми сторонами формирования личности : потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности.
Прежде всего педагог сам должен быть личностью творческой, яркой, профессионально грамотным, любящим детей человеком.
Н. Будник
Сейчас мы с вами продолжим нашу беседу и ответим на тест, узнаем ваш творческий возраст.
Тест для педагогов «Ваш творческий возраст»
(Отмечайте наиболее подходящие вам варианты ответа)
1. Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобусной остановки. Подходит автобус. Что вы сделаете:
а) побегу, чтобы успеть;
б) буду идти как можно быстрее;
в) буду идти немного быстрее, чем обычно;
г) буду идти, как шел;
д) посмотрю, не идет ли следующий автобус, а потом решу, что делать.
2. Ваше отношение к моде:
а) признаю и действую, чтобы соответствовать ей;
б) признаю то, что мне подходит;
в) не признаю современные экстравагантные модели;
г) не признаю современную моду вообще;
д) признаю и отвергаю, смотря по настроению.
3. В свободное время вы охотнее всего:
а) проводите время с приятелями;
б) смотрите телевизор;
в) читаете художественную литературу;
г) разгадываете кроссворды;
д) занимаетесь чем угодно.
4. На ваших глазах совершается явная несправедливость. Ваши действия:
а) сразу постараетесь восстановить справедливость всеми доступными средствами;
б) встанете на сторону пострадавшего и постараетесь ему помочь;
в) постараетесь восстановить справедливость в рамках закона;
г) а что можно сделать? Осудите про себя очередную несправедливость и продолжите свои дела;
д) вмешаетесь в обсуждение, не высказывая своего мнения.
5. Когда вы слушаете современную молодежную музыку, то:
а) приходите в восторг;
б) думаете, что и вы этим должны «переболеть»;
в) не признаете этот шум и грохот;
г) считаете, что на вкус и цвет товарищей нет.
6. Вы находитесь в дружеской компании. Для вас важно:
а) возможность продемонстрировать свои способности;
б) сделать так, чтобы люди не забывали, с кем имеют дело;
в) соблюсти приличия;
г) вести себя в соответствии с нормами этой компании.
7. Какая работа вам нравится:
а) содержащая элементы неожиданности и риска;
б) разная, но не монотонная;
в) такая, где можно использовать свой опыт и знания;
г) нетрудная;
д) смотря по настроению.
8. Насколько вы предусмотрительны:
а) склонны приниматься за дела, не раздумывая;
б) предпочитаете сначала действовать, а уже потом рассуждать;
в) предпочитаете не участвовать в делах, пока не выяснены хотя бы основные их последствия;
г) предпочитаете участвовать только в таких делах, где успех гарантирован;
д) относитесь к делам в зависимости от ситуации.
9. Доверчивы ли вы:
а) доверяете некоторым людям;
б) доверяете многим людям;
в) не доверяете многим;
г) не доверяете никому;
д) все зависит от того, с кем вы имеете дело.
10. Ваше настроение:
а) преобладает оптимистическое;
б) часто оптимистическое;
в) часто пессимистическое;
г) преобладает пессимистическое;
д) в зависимости от обстоятельств.
Результаты:
Подсчитайте отдельно количество положительных ответов по каждой позиции от б до д. Затем найдите общую сумму по формуле: Т — 2 (б + Зв + 4г + 2д). Полученная цифра - ваш творческий возраст.
Если количество баллов совпадает с вашим возрастом, то все в порядке.
Для тех, кто предпочитает творческую деятельность, желательно, чтобы психологический возраст не опережал паспортный.
А если после тридцати лет он отстанет, то это будет значить, что вы в хорошей форме, свободны от стереотипов и ваши возможности далеко не исчерпаны.
Когда ваш творческий возраст идет немного впереди - тоже неплохо: значит, вы успешно справитесь со стандартными действиями, требующими четкости и пунктуальности.