Ирина Барулина
Консультация для педагогов «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников – важная задача образовательного процесса. В современном мире дети с раннего возраста сталкиваются с дорожным движением, поэтому важно научить их безопасному поведению на улице. В детском саду педагог должен систематически проводить занятия, способствующие развитию у детей осознанного и ответственного отношения к собственной безопасности.
Цели и задачи обучения дошкольников безопасному поведению на улице
Цель:
Формирование у детей навыков безопасного поведения на улице и в окружающей среде.
Задачи:
• Развивать у детей представления о правилах дорожного движения.
• Закреплять знания о дорожных знаках, сигналах светофора, переходах.
• Формировать привычку осмотрительности и осторожности на улице.
• Воспитывать культуру поведения в общественных местах и транспорте.
Принципы обучения дошкольников безопасному поведению
1. Доступность – объяснение правил на понятном для детей уровне, с использованием игр и наглядного материала.
2. Систематичность – регулярное повторение материала в разных формах деятельности.
3. Практическая направленность – обучение через реальные ситуации, прогулки, ролевые игры.
4. Интерактивность – включение детей в обсуждения, самостоятельные выводы, моделирование ситуаций.
Методы и формы работы с дошкольниками
1. Беседы и обсуждения
• «Как вести себя на пешеходном переходе?»
• «Что обозначают цвета светофора?»
• «Чем опасны незнакомые люди?»
2. Дидактические игры
• «Собери знак» (дети составляют из частей изображения дорожного знака и объясняют его значение).
• «Красный, жёлтый, зелёный» (игра-имитация светофора, дети двигаются в соответствии с сигналами).
• «Опасно – безопасно» (дети показывают жестами, какие ситуации на дороге безопасные, а какие – нет).
3. Сюжетно-ролевые игры
• «Мы – пешеходы и водители» (имитация движения машин и пешеходов с разметкой на полу).
• «Поездка на автобусе» (правила поведения в транспорте).
4. Наглядный материал
• Использование иллюстраций, макетов улиц, видеороликов.
• Ознакомление с дорожными знаками, сигнальными устройствами.
5. Практическое обучение на прогулке
• Наблюдение за движением транспорта.
• Отработка правил перехода дороги на реальном перекрёстке под руководством воспитателя.
Примерное занятие «Правила дорожного движения» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с правилами дорожного движения, закрепить знания о светофоре и дорожных знаках.
Материалы: картинки с дорожными знаками, макет улицы, игрушечные машинки.
Ход занятия:
1. Вводная часть: беседа о важности соблюдения ПДД.
2. Основная часть:
• Рассмотрение дорожных знаков.
• Разбор работы светофора.
• Игра «Правильный переход»: дети идут по «дороге», соблюдая правила.
3. Заключение: повторение материала, вопросы детям, анализ ошибок.
Роль педагога в формировании безопасного поведения
• Быть примером для детей, демонстрировать правильное поведение на улице.
• Закреплять полученные знания в повседневной деятельности.
• Взаимодействовать с родителями, проводить совместные мероприятия по ПДД.
Заключение
Обучение дошкольников безопасному поведению на улице – это комплексный процесс, требующий системного подхода. Использование игровых методов, практических занятий и взаимодействие с родителями помогут сформировать у детей осознанное отношение к безопасности.