Сахно Тамара
Консультация для педагогов «Организация мини-музея в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация мини-музея в ДОУ»
Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.
Задачи:
Публикация «Консультация для педагогов „Организация мини-музея в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
- Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями;
- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;
- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).
Добрый день, уважаемые коллеги! Перед тем как приступить к докладу, я вам предлагаю вспомнить. Сталкивались ли вы в своей жизни с коллекционированием. Что коллекционировали, какие эмоции испытываете сейчас? Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, внимание, память, речь, творческое воображение, эмоции и чувства.
Сегодня мы с вами познакомимся поближе с таким видом организации работы, как организация мини-музея в дошкольном образовательном учреждении.
Обратимся к теории: заглянув в «Энциклопедический словарь», музей - научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры- первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества»
Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДОУ является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную развивающую пространственную среду. Музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела, поэтому собственно их и называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
Цель создания мини-музеев – обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями; подготовка юного поколения к взрослой жизни через реализацию направления «музейная педагогика» и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.
Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:
Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
Формирование у дошкольников представлений о музее;
Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
Обогащение развивающей пространственной среды ДОУ;
Расширение кругозора дошкольников;
Социализация ребёнка;
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
Развитие творческого мышления и воображения;
Формирование активной жизненной позиции.
По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства, предметов окружающего мира и т. д.
При создании мини-музея необходимо учитывать следующие моменты:
- в мини-музее могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники и ценные экземпляры;
- каждый мини-музей отражает возраст детей, для которых он предназначен;
- небольшие размеры экспозиции;
- участие в их создании детей и родителей;
- в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
- в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно.
- для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Формы организации детской деятельности в мини-музее :
-Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
-Организованная образовательная деятельность (экскурсии)
-Исследовательская деятельность
-Беседы, чтение художественной литературы
-Художественное творчество
- Музыкальная деятельность
Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое значение уделяется обзорным и тематическим экскурсиям, организации выставок.
В перспективе мы хотим начать подготовку юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа поможет решить следующие задачи:
-выявить творческие способности детей;
- расширить представление о содержании музейной культуры;
- развивать начальные навыки восприятия музейного языка;
- создать условия для творческого общения и сотрудничества.
И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.
Принцип доступности:- дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними;
Принцип интеграции -музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, которые тесно связаны между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т. п.
Принцип деятельности и интерактивности- напоминает о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу
Принцип природосообразности —при организации мини-музеев необходимо учитывать психофизиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.
Принцип партнерства — мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей.
Принцип культуросообразности -предполагает, что мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям
Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей в детского сада периодически меняется — по тематике, экспонатам, содержанию центров для самостоятельной и игровой деятельности и т. д.
Принцип разнообразия — независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и
Принцип экологичности и безопасности. В оформлении мини-музея преобладают экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения, и оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Так же можно определить и правила поведения в мини-музее :
Экспонаты в мини-музее разрешается трогать руками;
Экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
Можно и нужно: задавать вопросы об экспонатах, составлять рассказы и сочинять истории;
Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами и творческими работами.
Создание мини-музея можно разделить на несколько этапов:
1. Подготовительныйэтап
коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап.
непосредственное создание педагогами, детьми и их родителями мини-музеев : сбор экспонатов, их группировку, оформление; изготовление игр, макетов;
разработка тематики и содержаний экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях,
разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматриваются не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки, выбор экскурсоводов.
3. Заключительный этап
Подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ.
Мини - музей - это «живой организм», где постоянно должна вестись поисковая работа. Экспозиция должна расширяться, обновляться на основе новых материалов.
Понимая всю важность развивающей пространственной среды для развития личности ребенка, для его социализации, в нашей группе организован мини-музей «Истоки культуры». Он был создан три года назад, в результате реализации проекта «Я живу в России». В организации музея принимали участие и педагоги, и дети с родителями. Темы экспозиций: «Неофициальные символы России», «Народные промыслы»,«Игрушки моих родителей».
В нашей группе есть мини-музей камней с коллекцией камней собранных на территории всей России и коллекцией драгоценных камней; у нас есть настоящий бивень мамонта, найденный жителями города на берегу реки Барзас.
В рамках плана по финансовой грамотности,был создан «Мини-музей денег» и собрана коллекция пластиковых карточек.
В этом году, мы разработали проекты по созданию мини-музея «Книжки-малышки», и начали собирать коллекцию магнитиков, для мини-музея «Магнитики».Дети принимают активное участие, каждый принёс свой магнитик из дома, свою книжку, с удовольствием рассказывают, как книжка или магнитик появились в семье, чем интересны, памятны. Мы благодарим вас, коллеги за активное участие в наших зкспозициях.
Исходя из определённых условий, хочется отметить и такой принцип функционирования мини-музеев, как сменяемость. Т. е. если в группе собраны материалы для различных музеев, а места для их размещения недостаточно, то можно в первое полугодие оформить один мини-музей, а во второе полугодие - другой.
В результате использования мини-музеев в работе ДОУ дети приобщаются к культуре, приобретут интерес к настоящему музею, воспитывается у детей способность самостоятельно изучать окружающий мир. Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях.
Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры, оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.
Уважаемые коллеги, мы представляем вашему вниманию, мини-музей «Книжек-малышек». Мы начали записывать истории появления книжек в семье, в детском саду.
Представляем «Коллекции камней», «Музей денег».
А сейчас, мы приглашаем вас в мини-музей «Истоки культуры».