Екатерина Старчикова
Консультация для педагогов «Организация и методика проведения занятий по обучению плаванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития, как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма; совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Задачи детского сада – приобщить детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности, начиная с младшего возраста.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация и методика проведения занятий по обучению плаванию“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Основной формой восприятия мира ребенком до 7 лет является игра. Купание, игры в воде, плавание благоприятно для всестороннего физического развития ребенка. Ведь не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся глубины, именно поэтому первые шаги в обучении детей плаванию направлены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть это неприятное чувство. Организация обучения плаванию в детском саду осуществляется в комплексе со всеми разнообразными формами физкультурно – оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливания организма. Задачей занятий по плаванию является не только закаливание организма детей, но также предоставление им возможность научиться плавать, преодолеть чувство страха и боязнь глубины. Успешность обучения дошкольников плаванию и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько чётко будут соблюдены все основные требования к его организации, обеспечены меры безопасности, выполнены необходимые санитарно – гигиенические правила.
Хочу выделить несколько этапов обучения плаванию в детском саду.
Первый этап начинается с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами. Он продолжается до того момента, когда ребёнок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть. Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовки к занятиям плаванием. Первое посещение бассейна – это событие в жизни маленького ребёнка и очень важно, чтобы у детей остались только яркие воспоминания.
Большинству малышей не свойственна боязнь воды, как это принято считать. Они любят купаться, с удовольствием входят в воду. Все занятия проходят в игровой занимательной форме, с использованием художественного слова. После того, как дети привыкнут к воде, надо приучать их к простейшим передвижениям, к погружению. Ходьба, бег, прыжки в воде знакомят детей с сопротивлением воды. Передвигаясь на разной глубине, они ощущают, насколько труднее двигаться на воде, чем на суше. Особое место занимают передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Эти упражнения подводят к умению принимать горизонтальное положение тела в воде (ходим «как крокодильчики»). Широко используется приём образных сравнений, выполняемый в парах («нос утонул», «глазки в воде» и т. д.) .
Второй этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надёжно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время, получают представление о её выталкивающей и поддерживающей силе. У детей средней группы закрепляются умения и навыки плавания, приобретённые в младшем возрасте. Упражнения и игры выполняются на большей глубине с помощью кругов, плавательных досок, нарукавников.
Усложняется передвижение в воде, дети ходят в полуприседе на глубине по пояс, наклонив туловище вперед и опираясь руками о доску, на глубине по грудь пробуют ходить вперёд и назад, делая «мельницу» руками. Новое для детей – научиться открывать глаза в воде. Оно помогает сохранять нужное направление движения, облегчает ориентировку во время ныряния, разыскивания каких – либо предметов на дне. Упражнение на открывание глаз в воде с успехом проводится парами.
Начинается обучение погружению в воду с головой. Дети подныривают под обруч, круг, стараясь оказаться в центре его. Затем дети учатся свободно лежать на воде, что является составной частью скольжения в положении на груди и спине.
В результате третьего этапа дети должны уметь продержаться на поверхности воды, сохраняя согласованность движений рук, ног и дыхания.
С детьми 5-6 лет осваиваются умения и навыки определённого способа плавания, разучивается техника, продолжают разучивать скольжение на груди и спине с помощью поддерживающих средств. В процессе упражнений движения совершенствуются. Ребёнок непринуждённо лежит на поверхности воды. Чувствуя себя свободно, ребёнок начинает замечать окружающую обстановку, делать произвольный выдох в воду. Движения его свободные, ритмичные. Плавание на спине для многих детей оказывается легче. Они довольно быстро овладевают движениями ног, которые разучивают вначале на мелководье, держась за поручень, с поддержкой, а потом при помощи плавательной доски.
На четвёртом этапе продолжается усвоение и совершенствование техники способа плавания, простых поворотов, элементарных прыжков в воду. В подготовительной к школе группе завершается обучение плаванию в детском саду. Первые попытки плавания в полной координации рекомендуется выполнять на небольших отрезках дистанции, чтобы не нарушилось согласование движений. Дыхание сначала произвольное, позже вырабатывается определенный ритм дыхания. Плавание на спине в полной координации проводится на таких дистанциях, проплывая которое дети способны сохранить вытянутое положение тела.
В плавании существует присказка: «Плавать умеет только тот, кто владеет дыханием». Ребёнку гораздо проще овладеть дыханием, плавая медленно и только при помощи рук.
Важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремиться к тому, чтобы упражнения и игры доставляли детям удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать. При обучении плаванию детей дошкольного возраста надо давать им возможность пробовать плавать всеми способами – кролем на груди, кролем на спине. Бывают случаи, когда ребёнок никак не может овладеть каким – либо способом, а другой схватывает без затруднений и быстро.
Склонность ребёнка к тому или иному способу плавания надо обязательно учитывать наряду с его индивидуальными данными и поддерживать. Можно позволить ребёнку учиться тому способу, который ему нравится больше, в этом случае и результаты обучения будут лучше.
Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде.
Опыт работы показывает, что не всегда и не все родители поддерживают и одобряют закаливание детей, обучение их плаванию. Поэтому одной из задач является широкая пропаганда плавания среди родителей воспитанников. Ещё до начала работы бассейна на родительских собраниях родителям сообщаю, что в детском саду буду детей обучать плаванию. Объясняю, как важно, чтобы дети были здоровыми, закалёнными.
Для пропаганды обучения детей плаванию организовываются открытые просмотры занятий, праздников. Желательно, чтобы в подготовке и проведении праздника деятельно участвовали родители. Это поможет им лучше узнать своих детей, сблизиться с ними. Наблюдая приёмы и методы работы, а также реакцию самих детей при различных процедурах и занятиях, родители убеждаются в необоснованности своих опасений. Встречаясь с бывшими воспитанниками, радуемся, когда узнаём, что все они физически крепкие, многие продолжают заниматься плаванием, хорошо учатся в школе.
Поэтому чем раньше приучить ребёнка к воде, научить плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.
Праздники на воде являются неотъемлемой частью обучения плаванию. Они создают условия для творческого проявления умений детей в весёлых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках объединяет детей общими радостными переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение («День Нептуна», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» и т. д.) . Праздники на воде – прежде всего эффективная форма активного отдыха детей, источник радости, веселья и красоты. Совместная со сверстниками деятельность, достижение хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивают коллектив, вызывают у детей чувство ответственности. Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам товарищей, радоваться их достижениям. Участие в праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в плавании для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям. Художественное оформление бассейна должно вызывать у детей приподнятое настроение и радостное ожидание праздника.
Обучая ребёнка плавать, всегда найдётся возможность не только сформировать конкретный навык, но и внести свой вклад в формирование личности каждого из своих воспитанников. Последовательность в системе обучения детей помогает успешно овладеть всей предложенной им программой. Привычка ребёнка к регулярным занятиям плавания с целью укрепления здоровья или использования данного навыка для активного отдыха в дальнейшей жизни – самый важный итог всей работы.
Так пусть вода, представляющая естественную стихию, играет в человеческой жизни не только роль незаменимого элемента, но служит неисчерпаемым источником веселья, радости, ощущения собственной красоты и здоровья.
Список литературы
1. «Раз, два, три, плыви…» Рыбак М. В., Глушкова Г. В., Поташова Г. Н.
2. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. Пищикова Н. Г.
3. Соколова Н. Г. Плавание и здоровье малыша [Текст] / Н. Г. Соколова, - Р-н-Д. : Феникс, 2007. – 157с.