оксана стрижова
Консультация для педагогов «Организация двигательной активности детей на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка имеет особое оздоровительно-воспитательное значение, если она насыщена разнообразной двигательной деятельностью. Воздух и движения благотворно влияют на организм ребёнка, повышая его сопротивляемость простудным заболеваниям, улучшая обмен веществ.
Что означает двигательная активность?
Двигательная активность – любой вид деятельности, направленный на улучшение или сохранение физической формы и здоровья в целом, а также повседневная деятельность, активные виды отдыха и развлечений, спорт.
Что развивает, двигательная активность:
-здоровье;
-развитие физических качеств;
-развитие нервной системы;
-развитие интеллекта;
-формирование личностных качеств;
-психолого-эмоциональное состояние.
В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней. В детском саду созданы условия для прогулки детей.
-Материально технические: выносной материал и оснащение площадки
-Кадровые: педогог, его знания, умения и навыки
-программа-методические условия: методический матерриалл, программы, конспекты, картотеки
Можем на какие условия повлиать? (2 последние)
Задача прогулки в первой половине дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.
Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть.
В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности (малоподвижные, средней активности, высокой двигательной активности).
В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты, при этом разучено 3-4 новые игры. Каждая подвижная игра должна повторяться 4-5 раз в течение месяца, в зависимости от ее сложности. Это позволяет детям хорошо освоить и закрепить правила игры, а также сохранить интерес к ней, усложняя содержание, правила и задания. Общая длительность 1 игры составляет 3-5 минут для малышей, 7-10 минут, для старших дошкольников.
Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Обратите внимание на то, что есть дети с разной степенью подвижности. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.
Какие игры мы используем на прогулке?
-Прежде всего – подвижные. Организуются со всей группой, с подгруппами или индивидуально с одним ребенком. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь играть самостоятельно без воспитателя.
-Дидактические игры и движения. Это игры на закрепление видов и способов движений, на развитие умения найти верный способ движения в определенных условиях, на ориентировку в пространстве: «Угадай, что задумали», «Преодолей препятствие», «Найди свой домик», «Кто знает больше движений?» и др.
-Спортивные игры: городки, футбол, хоккей, бадминтон. Вначале детей учат элементам техники движений на занятиях, создавая условия для самостоятельного их выполнения на прогулке, затем элементарным правилам.
-Игры в природе – это игры-экспромты с простыми правилами и незамысловатым сюжетом: «Прятки», «Найди по следу», «Проползи-подпрыгни», «Сколько шагов (больших, маленьких?» и др.
-Игры-закаливания проводятся: зимой – со снегом в помещении и на участке; летом – с водой. Игры требуют строгой дозировки и разрешаются только здоровым детям.
Каких методических принципов нам следует придерживаться во время проведения игры.
-Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок;
постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.
-Подбор игр в соответствии с лечебно – педагогическими и воспитательными задачами.
-Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
-Четкое объяснение правил игры и распределение ролей
В задачи воспитателя при руководстве играми и развлечениями входит наблюдение за состоянием играющих и регулированием нагрузки.
Необходимо планировать на прогулке и спортивные упражнения: зимой - катание на санках, скольжение по ледовым дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью - катание на велосипедах, самокатах. Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.
Хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит воспитателю, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при организации и проведении игр.
Самостоятельная двигательная деятельность на прогулке возникает по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.
А что нужно для активизации самостоятельной двигательной деятельности-двигательная среда. Она должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, на участке можно создавать полосы препятствий. Необходимо выносить на участок игрушки и мелкие физкультурные пособия. Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр.
Каким требованиям должно соответствовать оборудование?:
-инвентарь должен быть ярким и привлекательным (обусловлено возрастными особенностями);
-должен соответствовать гигиеническим требованиям и правилам безопасности;
-оборудование и мелкий инвентарь для развития движений целесообразно располагать по всему периметру участка в наиболее безопасных местах.
Большое место в самостоятельной деятельности детей должны занимать подвижные игры с правилами.
В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания. Например, летом — добежать до березы, кустарника; проскакать по дорожке до определенного ориентира; подлезть под кустик; допрыгнуть до веревки, натянутой между деревьями и позвонить в колокольчик или снять ленту и т. п.
Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку и т. п.
Доказано что с помощью движения ребенок познает окружающую действительность, движения хороший способ чтобы закреплять полученные знания. Например, мы изучаем насекомых, дети могут превратиться в бабочек и полетать, как кузнечики попрыгать, можно загадать загадки про муравьев и предложить детям превратиться в них.
(игра для педагогов)
Я вам предлагаю всем выйти и превратиться в муравьев.
-2 команды каждая стоит напротив одного края мостика, одновременно по одному человеку от команды мы проходим по мостику. Муравьи дружные, помогают друг другу не упасть с моста.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи двигательной активности детей дошкольного возраста. Когда педагог хорошо знает схему организации и методику проведения подвижной игры, соблюдает ее, тогда у детей появляется интерес к играм, потребность в них. Формируются навыки самоорганизации, ответственности и дисциплины.