Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа»
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа». Несколько страниц из жизни и творчества И. И. Левитана.
(Фото из личного архива).
Публикация «Консультация для педагогов „Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Уже с рождения у каждого ребенка, без исключения, родители подмечают не только его внешнюю схожесть лицом с мамой или папой, но, и говорят о проявлении «таланта» или «характера», таково же, как у одного из родственников. Не случайно «будущий певец запел раньше, чем научился говорить, будущая балерина танцевала с пеленок, будущий шахматист, художник, математик, - все были «маленькими гениями» в свое время. Со временем способности, при благоприятных условиях и трудолюбии, либо развиваются дальше, либо переходят в хобби или остаются в воспоминаниях.
Исаак Ильич Левитан - великий русский художник еврейского происхождения, родился в 1860 году в России, в городке Кибарты, сейчас это территория Литвы. Дед был раввин, отец по церковной линии не пошел, был станционным служащим, сам овладел несколькими иностранными языками. Мама любила читать, рассказывая детям о прочитаном. В семье четверо детей: 2 сына, младший Исаак и 2 дочери. Домашнее обучение детям давали родители. Дети росли, семья еле сводила концы с концами. Образовывать детей и поправить финансовое положение семья переезжает в Москву. Отец за гроши давал частные уроки французского детям в богатых семьях. Семья жила всё беднее. В 1871году старший брат Адольф поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По одной из версий, стать художником Исаак решил не сам, а по примеру старшего брата и через 2 года тринадцатилетний Исаак, имея способности, был принят сюда же. Так, чудесным образом, был раскрыт талант будущего художника… Вскоре друг за другом умирают родители, детей выселяют из квартиры…
И. Левитан «После дождя» 1889
По воспоминаниям сокурсников училища, Исаак был «чрезмерно беден, чрезмерно трудолюбив, талантлив и привлекателен». Грозило отчисление за неуплату за обучение, - учащиеся собирают деньги для Исаака. Отличная учёба и крепнущий талант юноши, склонил совет преподавателей определить стипендию для покупки холстов и красок и разрешить 3 года заниматься бесплатно.
И. Левитан обучался у В. Д. Поленова и в «пейзажном классе» у А. Саврасова. Страсть к живописи столкнулась с голодом и отсутствием крыши над головой… Брался за любую работу: вел частные уроки, портреты на заказ, пастели, акварели, рисунки, иллюстрации в журналах…
И. Левитан «Осенний день. Сокольники». 1879.
Женская фигура на картине написана художником – сокурсником Николаем Чеховым – братом писателя. Такое соавторство в те времена было приемлемым. С этого времени Левитан в большой дружбе с семьей Чеховых.
В 1879 году случилось покушение на Александра II и всех евреев высылают из Москвы. 19-летний Левитан с братом и сестрами уезжает в пригород Москвы – в Салтыковку. Здесь он пишет картину «Осенний день. Сокольники». Картина имеет успех на выставке. Картина, как и последующие работы художника, всегда будут интересовать коллекционера П. Третьякова,- он покупает картину за 100 рублей. Картина помогла поверить в себя, поправить финансовое положение и с легкой руки Третьякова, творчество Левитана – художника заметили. Левитанов возвращают в Москву. В жизни будет и второе такое же «выдворение из столицы».
И. Левитан «Мостик. Саввинская слобода» 1884
С ученических пор Левитан верен русской природе, которую знал и любил с детства, посвятив ей свое творчество. Художник вошел в историю, как Мастер Русского пейзажа, Мастер лирического пейзажа, Художник Пейзажа - Настроения: где глазами мастера переданы зрителю чувства, вызванные природой: от грусти - печали до радости и солнечного озарения; такая же резкая переменчивость характера была присуща и Левитану - человеку.
«Пейзаж» - с французского «местность, страна» - т. е. реальный вид местности. Этим же словом в искусстве называют изображение природы. В конце ХVIII века в Академии художеств пейзажная живопись считалась второстепенной, «напрасной тратой времени». Пейзаж был фоном, частью изображенного на картине… И только через десятки лет мастерство художников доказало значимость пейзажа в искусстве, наравне с исторической картиной и портретом.
И. И. Левитан участвует в Выставках Товарищества Передвижников и за свои картины получает 2 малые Серебряные медали. Однако, в силу происхождения, окончить Академию он не смог, получает диплом «неклассного художника», что равно учителю чистописания. Но, по прошествии лет, в 1898 году он получит звание Академика пейзажной живописи и приглашение преподавать в том самом училище, в котором учился сам.
И. Левитан «Весна в Италии» 1890
Во время первой зарубежной поездки, художник делает множество этюдов, которые по памяти, при возвращении домой, превращает в картины.
Этюд – небольшая зарисовка, понравившийся фрагмент, который художник рисует карандашом, углем, акварелью. Этюд часто становится основой картины. Картину художник пишет. В этом разница терминологии «что рисует, а что пишет» художник, в работе над своим произведением.
И. Левитан «С. П. Кувшинникова»
Говоря о художнике, всегда говорят о «его Музе». «Представить жизненный и творческий путь Левитана без Софьи Петровны Кувшинниковой невозможно». Семья Кувшинниковых тонко чувствовала искусство. Муж - доктор, жена - Софья Петровна была художницей и хозяйкой салона, куда приходили поэты, певцы, художники, писатели. Сюда А. Чехов приводит Левитана. Софья Петровна была старше Левитана, но именно она помогла ему быть спокойней и уверенней в своем творчестве, справиться с собственными эмоциями и сомнениями. Они вместе путешествуют и каждое лето проводят в небольшом городке Плёс, делая зарисовки, этюды.
И. Левитан «Вечер. Золотой Плёс» 1889. Белый домик на берегу. Там жил Левитан и там была его мастерская. Сейчас это Музей Пейзажа с коллекцией работ И. И. Левитана и С. П. Кувшинниковой.
Город Плёс становится любимым местом Левитана. Сегодня Левитан - визитная карточка города.
И. Левитан «Над вечным покоем» 1894
Церковь и сейчас в Плёсе на вершине горы, рядом с ней находится памятник И. Левитану – художник стоит у мольберта, чтобы запечатлеть красоту открывающегося простора.
«Над вечным покоем» 1894 (фрагмент)
Это одно из лучших произведений художника. Философия жизни в обрамлении картины. Время неумолимо: церковь и погост, с ушедшими в мир иной, а в окошке церкви живой свет маленькой лампадки, молящихся за ушедших.
И. Левитан «Река Истра». Одна из многих картин художника в доме А. П. Чехова в Мелихове и Ялте.
История взаимоотношений Кувшинниковой и Левитана легла в основу рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья». Поскольку все узнали прототипов героев, Левитан был готов вызвать Чехова на дуэль, - ссора продолжалась несколько лет, после чего друзья помирились.
И. Левитан «Тихая обитель» 1890
Тихий Плёс, Соборная гора перед Успенским храмом. Каждая картина И. Левитана сейчас считается шедевром, значимым произведением искусства, а «Тихая обитель» - шедевр отечественной реалистической живописи. Картина постоянно «путешествует по музеям разных стран».
И. Левитан «Вечерний звон» 1892
То же место: Тихий Плёс, Соборная гора перед Успенским храмом. В 1893 году картина была представлена на Всемирной выставке в Чикаго. Название картины, по одной из версий, связано с одноименной песней А. Алябьева.
И. Левитан «У омута» 1892
Будучи в гостях у Лики Мизиновой, в селе Берново и, выбирая это место для написания «У омута», Левитан еще не знал, что именно этот омут вдохновил А. С. Пушкина на сюжет поэмы «Русалка». История была реальной: барин влюбился в дочь мельника, она любила конюха. Барин отправил юношу в солдаты, а девушка утопилась в этом омуте. История была мистической и передавалась всем, кто был в этих местах. Так это место вдохновило поэта, художника и композитора А. С. Даргомыжского, по мотивам сюжета, написавшего оперу.
И. Левитан «Владимирка» 1892
Владимирская дорога – старинный тракт от Москвы на восток, по которому шли в кандалах, сосланные на каторгу в Сибирь, заключенные. «Владимирка – русский исторический пейзаж, коих в нашем искусстве немного». М. Нестеров.
И. Левитан «Владимирка» (фрагмент)
Владимирскую дорогу пересекает тропинка, которая ведет к столбику-голубец – надгробному памятнику, у которого с котомкой в руках стоит женщина-богомолка… Таких столбиков по обочине дороги было много…
И. Левитан «Март» 1895
И. Левитан «Золотая осень» 1895
Картины И. И. Левитана: «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода» - самые мажорные произведения и популярные среди взрослого населения: эстампы, репродукции журналов, календари, схемы вышивок, обложки учебников…
Знакомить дошкольников с Временами года помогают эти картины Левитана. Изображение Пейзажа самое понятное искусство в восприятии детей дошкольного возраста. Рассматривать картину лучше в течение того времени года, которое на ней изображено, поскольку впечатления детей подкреплены наблюдением в природе, прогулками и экскурсиями. Беседа по картине уточняет ее жанр; что изображено на разных планах картины; по каким признакам и какими красками художник передает время года; предлагаем детям подобрать образные выражения, вспомнить стихи по теме, просим ребенка рассказать о той «части картины», которая чем-то привлекла и понравилась.
Главное – привить любовь к родной природе, развить наблюдательность в живой природе, что и приведет к пониманию живописи, умению сравнивать картины «одного времени года». Дети постепенно усваивают понятия: живопись, колорит, композиция, репродукция. В детском саду проходят Выставки репродукций, Выставки рисунков детей. Педагог помогает детям осмыслить свои чувства и отношение к воспринимаемому пейзажу.
Книги о художнике, о живописи. Зная наших «почемучек», любой материал, предлагаемый детям, всегда требует от педагога или родителей более объемных знаний и умение нас, взрослых адаптировать информацию, чтобы она была понятна, интересна и увлекательна. В детстве важно научить ребенка, по возможности, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос через книгу, беседу с педагогом, родителями.
Памятная доска на Мастерской Левитана в Москве (автор Н. Аввакумов)
Художник Исаак Ильич Левитан достигает пика своего признания и славы именно в тот момент, когда болезнь сердца (аневризма) берет верх, осложненная дважды перенесенным тифом. Никогда не имея своего жилья, Левитан получает в Москве, в подарок от сына меценатки М. Морозовой, благоустроенный флигель. Живет здесь последние 8 лет, обустраивая мастерскую, пишет картины. Сюда приходили друзья художника. Один раз посетил губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович Романов с супругой. За год до смерти И. Левитан получает паспорт и право жить в Москве. Отсюда после смерти в 39 лет, в 1900 году, Левитана провожали в последний путь. Мастерская сохранилась, но требует срочной реставрации.
Исаака Левитана считают революционером в написании пейзажа: в его картинах или этюдах в изображенном «скромном уголке природы», - сама жизнь, - это ценили современники, коллекционеры, друзья. Это осталось в большом наследии художника – более 700 картин и этюдов, здесь не только пейзажи, но и портреты, натюрморты, жанровые картины, книжная, журнально-газетная графика, декорации к спектаклям.
Левитан мечтал создать Дом Пейзажей, где работали бы все русские пейзажисты…
В 1979 году астрономом Л. Журавлевой была открыта малая планета 3566 Левитан.
«И колокольцем каждым в душу, любого русского спроси, - звонит как колокол, не глуше, звон Левитановской Руси!». Н. Рубцов.