Людмила Рыбакова
Консультация для педагогов «Знакомых лиц прекрасные черты» к юбилею со дня рождения русского художника О. А. Кипренского
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов к юбилею со дня рождения русского художника О. А. Кипренского
Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Знакомых лиц прекрасные черты». К 240 – летию со дня рождения русского художника О. А. Кипренского. (Представленные на фото картины художника находятся в Третьяковской галерее Москвы).
Публикация «Консультация для педагогов „Знакомых лиц прекрасные черты“ к юбилею со дня рождения русского художника О, А, Кипренского» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
О. А. Кипренский родился 24 марта 1782 года в Нежинском, близ Копорья под Петербургом. Внебрачный сын помещика Алексея Степановича Дьяконова и крепостной крестьянки Анны Гавриловой. А. Дьяконов дал сыну греческое имя Орест и фамилию Копорский, по месту церкви, в которой он был крещен. Через год Анну с ребенком, барин выдает замуж за крепостного Адама Карловича Швальбе, предоставляя «вольную» Оресту и всем детям, которые появятся в их семье. Анне и Адаму «вольная» будет только после смерти помещика. Надо отдать должное А. Дьяконову, с ребенком занимались, а заметив склонность к рисованию, в 6 лет отдали на обучение в Воспитательное училище при Академии художеств, в Петербурге. Здесь Оресту поменяли фамилию на благозвучную, «греческую» - Кипренский.
Орест пройдет полный курс, обучаясь в стенах Академии 15 лет, закончив Академию по классу исторической живописи с малой и большой серебряной медалью, с двумя малыми золотыми и Большой золотой медалью. Вместе с аттестатом выпускнику вручили шпагу – знак дворянского достоинства. Всю жизнь он будет мечтать написать большое историческое полотно, но этого не случится.
«Автопортрет. О. А. Кипренский с кистями за ухом». 1809 г.
Талант художника проявится в жанре Портретной живописи, где его назовут представителем нового романтического направления и непревзойденным портретистом. Первым, написанным им портретом, будет «Портрет приемного отца А. К. Швальбе» (В Русском музее СПб.) Портрет был показан на выставке, где комиссия обвинила Кипренского в том, что, представленный им портрет есть не что иное, как неизвестная работа Рубенса или Рембранта…
Портрет А. И. Молчановой с дочерью Елизаветой (фрейлина при дворе Екатерины II).
Большая золотая медаль предоставила стажировку заграницей, но военные наполеоновские действия в Европе, перенесли эту возможность на три года позже. Орест пишет портреты, они имеют успех, растет число заказов и хвалебных отзывов о художнике, а получить, написанный им портрет считается необыкновенной удачей.
«Бедная Лиза»
Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» - была главным бестселлером ХVIII века. Соблазненная и брошенная богатым повесой девушка, трагически уходит из жизни. Судьба матери художника во многом переплеталась с судьбой и чистым образом главной героини, подтверждая слова Н. М. Карамзина: «И крестьянки любить умеют». Милый образ девушки, в руке которой ярко красный цветок бархатца, как символ верной любви.
Портрет князя Н. П. Трубецкого
Н. П. Трубецкой – младший брат декабристов Трубецких.
Портрет А. А. Челищева
Портрет 12-летнего мальчика покорил современников непривычным изображением ребенка: «взрослый взгляд детских глаз». Через три года юноша примет участие в войне 1812 года, а позже войдет в «Северное общество» декабристов.
Портрет графини Е. А. Ростопчиной
Жена графа Ростопчина – градоначальника Москвы в период войны 1812 года. Она фрейлина при дворе императора Александра I, сочинительница духовной литературы. Её дочь – Софья, в замужестве де Сегюр, жила в Париже, была детской французской писательницей, произведения которой переиздаются и экранизированы в наше время.
Портрет Телешевой Е. А. в роли Зелии из балета «Приключение на охоте». Ведущая солистка балета Императорского театра. Покорившая сердце А. Грибоедова, написавшего о ней:
«И вдруг, как ветр - её полет!
Звездой рассыплется, мгновенно
Блеснет, исчезнет, воздух вьет
Стопою свыше окрыленной!»
Екатерина Телешева состояла в гражданском браке с А. Ф. Шишмаревым (портрет его следующий, имея от него 6 детей. Один из сыновей – Телешев Николай Афанасьевич – русский изобретатель первого проекта самолета и реактивного самолета, имеет ряд патентов своих изобретений за рубежом.
Портрет А. Ф. Шишмарева. Помещик, заядлый театрал и садовод – любитель. Будучи всё лето в гостях у Шишмарева, Кипренский пишет его портрет в романтическом стиле, в русской рубашке, на фоне сада и забора с ромашками.
За серию портретов Кипренский получает звание академика.
Портрет А. С. Пушкина 1827г
А. С. Пушкин критически относился к своей внешности, позировать не соглашался, однако А. Дельвигу удалось его уговорить.
Портрет А. С. Пушкина, написанный О. А. Кипренским был признан современниками лучшим «живым образом» поэта. Здесь А. Пушкину – 28 лет. В жизни он темпераментен, сочетая в себе бурю страстей, постоянную смену настроений, желаний «ангела и демона». Искусствоведы обращают внимание на то, как мастерски смог О. Кипренский передать в лице всю «неуемность характера» поэта.
Освещенная часть портрета – это лик «ангела»
Теневая часть портрета – «лик демона». А все вместе делает портрет живым и подвижным. Гений поэта передан гением художника. Портрет поэта – «жемчужина в творчестве О. А. Кипренского и шедевр портретного жанра». Портрет Пушкину понравился: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит… Так Риму, Дрездену, Парижу известен впредь мой будет вид».
Фон портрета несколько высвечен, что придает «нимб свечения». По рекомендации друзей, художнику было предложено написать статуэтку богини с кифарой в руках – Музы всех искусств, что говорит о призвании свыше и покровительстве богов. Наброшенный плащ из «шотландки» - дань признанному поэтическому гению - Д. Байрону. Ухоженные тонкие пальцы…
В этом же году был заказан второй портрет А. С. Пушкина у художника В. Тропинина.
Портрет В. А. Жуковского
Василий Андреевич Жуковский – поэт, переводчик, литературный критик, гений русской романтической поэзии до пушкинской поры. Высоко отзываясь о Пушкине, говорил: «Победившему ученику от побежденного учителя». Их связывала одна эпоха, большая любовь к поэзии, - оба внесли огромный вклад в формирование современного русского литературного языка. Пушкин умирает на руках В. Жуковского… Один из афоризмов В. А. Жуковского: «Человек таков, каково его представление о счастье».
«Цыганка с веткой мирта в руке».
В 1815 году Орест Адамович Кипренский был назначен советником Академии художеств. В этом же году, по пути в Италию, останавливается в Женеве и за серию портретных работ, избирается членом Женевского общества любителей искусств.
Автопортрет О. А. Кипренского
С 1816- 1822 год живет и работает в Италии, работы приносят художнику славу и мировую известность. Галерея Уффици во Флоренции просит написать для нее его Автопортрет, - этой высокой чести не удостаивался никто из русских художников.
Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча).
Будучи в Риме случилась история, повлиявшая на жизнь художника и на отношение к нему общества. По давности лет, история стала легендой, в которой нет прямых доказательств, а есть два «предположения» о случившемся. В мастерской художника всегда много разного народа: ученики, подмастерья, натурщики. Натурщица, приглашенная Кипренским для картины «Анакреонова гробница» была найдена убитой в его мастерской, доказательств причастности художника не было, но «слухи» сделали свое черное дело.
У натурщицы была маленькая дочь Мариучча, которую также рисовал художник. По второму предположению, мать Мариуччи была жива, но имела «порочные слабости», и, чтобы защитить беззащитную девочку, уезжая из Италии, Орест Адамович, опасаясь за судьбу Мариуччи, прикладывает все силы и финансовые возможности, привлекая русских художников, живущих в Риме, помочь определить девочку в монастырский пансион.
По возвращении домой, общество отвернулось от художника, но, постепенно всё возвращается на круги своя. Работая в России, он постоянно помнит о Мариуччи. Через 5 лет едет в Италию, находит Мариуччи – Анну – Марию Фалькуччи. Ей 20, ему 50.
В 1836 году, Кипренский принимает католичество, и они тайно обвенчались. Но счастья он не обрел: вкусы публики поменялись, заказов мало, постоянные ссоры, нужда, выход был найден в вине. Через 3 месяца после свадьбы, от воспаления легких Кипренский умирает, не дождавшись рождения дочери Клотильды. Погребен в церкви Сант Андрея Делле Фратте в Риме. На стеле надпись: «В честь и память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, русские художники, скульпторы и архитекторы, сколько их было в Риме, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь доброжелательную душу…» Жена передает картины и рисунки, в том числе и "Девочку в венке" в Россию, получает денежное вознаграждение и далее следы Мариуччи и Клотильды теряются.
Альбом репродукций «Золотая коллекция» для юных искусствоведов вып. 2 (в помощь учителю). Изд. «Белый город».
Эта игра – методическое пособие для взрослых, разработана для детей 6-12 лет. Игровое поле, набор карточек по теме: «Репродукция», «Картина», «Фрагмент», «Название», «Вопрос», - игра вариативна, учитывает возраст детей. Рекомендуется для организации викторин, квестов, досуга в семье, для занятий в кружках.
Для дошкольников:
В. Васнецов «Иван царевич на сером волке».
К. Брюллов «Всадница».
А. Венецианов «На пашне». Весна».
Н. Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском».
О. Кипренский «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке».
Б. Кустодиев «Масленица».
И. Левитан «Вечерний звон».
К. Маковский «Барышня у окна».
М. Нестеров «Лисичка».
И. Репин «Стрекоза».
В. Суриков «Взятие снежного городка».
И. Шишкин «Полдень. В окрестностях Москвы».
В 1918 году в Москве был поставлен памятник О. А. Кипренскому, но он не сохранился. В 2017 году в Нежинском был открыт памятник замечательному русскому художнику О. А. Кипренскому.