Мария Вольхина
Консультация для педагогов «Охрана голоса»
▼ Скачать + Заказать документы
Если вы хотите охранять голос детей, то в первую очередь нужно охранять свой голос. Так как дети всегда неосознанно копируют взрослых. Давайте для начала разберемся, что такое голос.
Публикация «Консультация для педагогов „Охрана голоса“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Охрана голоса ребенка. Консультации
- Темочки
Голосовой аппарат и голос это не одно и тоже. Легкие, бронхи, трахея, голосовые связки и то, что выше (см. картинку) это орган. Наш голос это работа мозга, функция, то, что управляет этими органами.
Традиционные рекомендации охраны голоса при большой голосовой нагрузке просты и известны многим:
- соблюдение температурного режима;
- избегание очень острой еды;
- избегание очень холодных напитков;
- избегание курения, алкоголя.
Так же, для голосового аппарата вредно употреблять неочищенное зерно семечек. Именно «лузганье», так как пленка, которая находится между семечкой и скорлупой попадает на слизистую оболочку голосовых складок и действует как заноза.
Охрана голоса — техника безопасности. Это знания о том, что вредит, что неделательно, знания об опасностях использования голоса. В фонопедическом методе (по В. В. Емельянову) это называется ограничения. Чтобы их понять, необходимо разобраться в режимах работы гортани (регистрах). Всего их четыре — Грудной, Шумовой (Штробас, Фальцетный (Высокий, Ствистковый. У каждого человека голосовой аппарат может работать в этих режимах.
1. Грудной режим. Это режим работы гортани, при котором ощущается вибрация в груди. Ее легко проверить, достаточно просто положить руку к груди.
2. Шумовойрежим или Урчание (Штробас). Самый низкий режим, похож на урчание кота. Дети часто используют этот режим в игре (напр. изображая голос робота). Голосовой аппарат непроизвольно переходит в этот режим, когда человек устал, или чем то расстроен. Штробас является расслаблением и помогает снять напряжение с голосового аппарата.
3. Фальцетный режим. Самый высокий, в этом режиме поют оперные певицы — женщины, или мужчины контр-тенора. В разговорной речи часто и неосознанно его употребляют дети, во время игры. Так же фальцетным режимом иногда пользуются женщины. Есть культуры, где все пение происходит смена фальцетного и грудного режимов. Тирольские песни яркий тому пример.
4. Свистковый режим (Визг или Флейтовый). Простой и безопасный. Певицы (чаще академические) используют этот режим, чтоб взять самые высокие ноты. Извлечение этих звуков связаны с большими усилиями, поэтому этот режим не используется ни для речи, ни для охраны голоса.
Самое опасное, особенно для детского голоса — КРИК. Есть опасность развития болезней, например, узелковый ларингит. Поэтому ВАЖНО при разучивании песен в детьми в группе не просить их петь громче, часто, после этой просьбы дети начинают кричать. Лучше попросить петь, например, звонко, активно, смелее, задорнее, зажигательно, ярко и т. д. Грудной режим пения хоть и громче, но опаснее для детского голоса. Следует учить детей петь в фальцетном режиме.
Все начинается со слуха.
Если мы хотим, чтоб нас хорошо понимали, в том числе и дети, нужно учитывать не только голос, но и работу слухового органа человека. У детей и у взрослых он работает одинаково. Оптимальная зона восприятия речи находится в малой октаве (ноты от фа до си). Попробуйте поговорить в этом регистре, голос становится низким, очень не привычным и может показаться грубым. Но на самом деле этот голос будет восприниматься детьми гораздо лучше. Многолетние пробы коллег доказали, что дети иначе воспринимают такой голос, так как он вызывает у них подсознательное ощущение сильного человека, начальника, руководителя. Еще один несомненный плюс - разговаривая низко, ваш голос будет меньше уставать, а это уже техника безопасности, т. е. охрана голоса.
Николай Алексеевич Некрасов, классик русской поэзии написал: «Писать надо так, чтоб словам было тесно, а мыслям просторно». Это применимо только к письменной речи. Для устной немного перефразируем. Чтоб в устной речи мыслям было просторно, то и словам должно быть просторно. Размеренный, даже медленный темп речи, с паузами автоматически улучшает восприятие того, о чем вы говорите. Ну и кроме этого, дает возможность отдыха, охраны своего голоса.
Если вы хотите чтоб дети успокоились, хотите собрать их внимание следует говорить размеренно, низким голосом. Эффект будет не сразу, но если развивать свой голос, то он будет восприниматься детьми лучше, чем крик. Для развития своего голоса я рекомендую использовать развивающие голосовые игры В. В. Емельянова.
Если уделять своему голосу хотя бы по 15 минут в день, то совсем скоро он начнет меняться и может показаться чужим. На самом деле, этот «чужой» голос и есть ваш настоящий. Мы разговариваем не своим голосом, а голосами наших родителей, родственников, друзей, учителей, дикторов, ведущих и т. д. Для того, чтоб охранять свой голос, нужно его прежде всего найти. Желаю Вам удачи в этом увлекательном пути.