Получи документы

Консультация для педагогов «Образовательная область «Речевое развитие». Основные задачи. Направление работы»

Валентина Юрьевна Боркунова
Консультация для педагогов «Образовательная область «Речевое развитие». Основные задачи. Направление работы»
▼ Скачать + Заказать документы

Совокупность образовательных требований к дошкольному образованию представляет ФГОС. В документе указано, что содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определённые направления развития и образования детей : пять образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).

Публикация «Консультация для педагогов „Образовательная область „Речевое развитие“, Основные задачи, Направление работы“» размещена в разделах

Речевое развитие включает :

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Конкретное содержание указанных позиций зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка).

Так, для раннего возраста (1-3 года) это будет предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3-8 лет) это игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Основные направления коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР в образовательной области «Речевое развитие»

- Развитие словаря.

- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).

- Развитие связной речи.

- Формирование коммуникативных навыков.

- Обучение элементам грамоты.

Для реализации образовательной области «Речевое развитие» можно выбрать следующие формы, методы и средства.

Таб. №1. «Формы, методы и средства реализации Программы в образовательной области «Речевое развитие»

Методы реализации Программы Средства реализации Программы

Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность : рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.). Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть; пересказ; общая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические: дидактические игры; игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. • Общение взрослых и детей.

• Культурная языковая среда.

• Обучение родной речи в организованной деятельности.

• Художественная литература.

Изобразительное искусство, музыка, театр.

• Организованная образовательная деятельность по другим разделам программы.

Формы развития речи

Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная

деятельность

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

- Дидактические, настольно-печатные игры.

- Игры упражнения.

- Беседа.

- Речевые логические задачи.

- Речевые игры.

- Продуктивная деятельность.

- Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.

- Обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине пересказ.

- Работа в книжном уголке.

- Разучивание.

- Ситуативное общение.

- Игра на основе сюжета литературного произведения.

- Викторины.

- Выставки.

- Конкурсы.

- Проектная деятельность.

- Обсуждение.

- Рассказ.

- Театр.

- Тематические выставки. - Речевое стимулирование

(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание).

- Формирование элементарного реплицирования.

- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.

- Хороводные игры, пальчиковые игры.

- Образцы коммуникативных кодов взрослого.

- Артикуляционная гимнастика.

- Тематические досуги.

- Освоение формул речевого этикета.

- Хороводные игры, пальчиковые игры.

- Физкультминутки, прогулка, прием пищи.

- Коммуникативные тренинги.

- Тематические досуги.

- Гимнастики

(мимическая, логоритмическая). Игры-драматизации. - Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек).

- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).

- Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т. п.).

- Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог).

- Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

- Сюжетно-ролевая игра.

- Игра- импровизация по мотивам сказок.

- Театрализованные игры.

- Игры с правилами.

- Игры парами (настольно-печатные).

- Совместная продуктивная деятельность детей.

- Словотворчество.

Особенности образовательной деятельности по «Речевому развитию» для детей с ОНР

Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:

- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;

- развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

- автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в дом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников» усвоенных грамматических форм и т. п. В случае ошибок воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести его правильно.

Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетически ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление».

Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями : быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения.

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение запинок, на которых не следует фиксировать внимание детей.

Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению достигнутых результатов.

Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом.

Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого.

Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.

Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д. выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

Формирование лексического запаса и грамматической строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

б) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.

Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом).

Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.

Графические навыки

Овладение графическими навыками — обязательный элемент готовности к обучению письму. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать трех минут.

Развитие графических умений происходит постепенно по мере совершенствования у детей с нарушениями речезрительного, зрительно-пространственного восприятия, моторных и зрительно-моторных функций.

При выполнении графических заданий от леворуких детей не следует требовать быстрых движений из-за отклонений в развитии зрительно-моторной координации. Воспитатель должен убедиться, что ребенок хорошо понял инструкцию, осознает цель задания. Следует позитивно оценивать правильность выполнения графического задание и не подчеркивать проявления моторной неловкости, нарушений кинестетического и зрительного контроля.

Для систематической тренировки графомоторных навыков необходимо использовать задания, рекомендованные АОП ДО. При этом время выполнения задания может быть скорректировано с учетом индивидуальных особенностей детей.

«ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Методы реализации Программы Средства реализации Программы

Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);

опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность : рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.). Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть; пересказ; общая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические: дидактические игры; игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. • Общение взрослых и детей.

• Культурная языковая среда.

• Обучение родной речи в организованной деятельности.

• Художественная литература.

Изобразительное искусство, музыка, театр.

• Организованная образовательная деятельность по другим разделам программы.

Формы развития речи

Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная

деятельность

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

- Дидактические, настольно-печатные игры.

- Игры упражнения.

- Беседа.

- Речевые логические задачи.

- Речевые игры.

- Продуктивная деятельность.

- Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.

- Обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине пересказ.

- Работа в книжном уголке.

- Разучивание.

- Ситуативное общение.

- Игра на основе сюжета литературного произведения.

- Викторины.

- Выставки.

- Конкурсы.

- Проектная деятельность.

- Обсуждение.

- Рассказ.

- Театр.

- Тематические выставки. - Речевое стимулирование

(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание).

- Формирование элементарного реплицирования.

- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.

- Хороводные игры, пальчиковые игры.

- Образцы коммуникативных кодов взрослого.

- Артикуляционная гимнастика.

- Тематические досуги.

- Освоение формул речевого этикета.

- Хороводные игры, пальчиковые игры.

- Физкультминутки, прогулка, прием пищи.

- Коммуникативные тренинги.

- Тематические досуги.

- Гимнастики

(мимическая, логоритмическая). Игры-драматизации. - Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек).

- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).

- Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т. п.).

- Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог).

- Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.

- Сюжетно-ролевая игра.

- Игра- импровизация по мотивам сказок.

- Театрализованные игры.

- Игры с правилами.

- Игры парами (настольно-печатные).

- Совместная продуктивная деятельность детей.

- Словотворчество.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов «Речевое развитие» Деловая игра для воспитателей «Речевое развитие» Выполнила Попова Л. В. МКДОУ детский сад «Колосок» декабрь 2016 год. Ведущая:.

Деловая игра для педагогов «Познавательно-речевое развитие дошкольника» Цель: формирование педагогической компетентности педагогов; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

Консультация для воспитателей «Образовательная область «Познавательное развитие» ДОКЛАД по теме «Образовательная область «Познавательное развитие» Маленький ребенок по сути своей – «большая почемучка». Он все хочет знать,.

Конспект НОД. для детей старшего возраста «Путешествие во времени». Образовательная область «Познавательное развитие» Тема “ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ” Цель: Активизировать знания и речь детей о городе, полученных во время экскурсий и прогулок по г. Электростали.

Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников»Консультация для педагогов «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Для успешного освоения программы дошкольного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться,.

Консультация для педагогов «Методы и приемы педагогического воздействия на речевое развитие детей в ДОУ» Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого.

Консультация для педагогов «Основные требования к речи педагога» Основные требования к речи педагога….Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что.

Основные направления и задачи работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Ребенок.

Видео «Консультация для педагогов «Образовательная область художественно-эстетическое развитие» Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию консультацию "Образовательная область художественно-эстетическое.

Экологическое воспитание дошкольников: цели, задачи, основные направления работыЭкологическое воспитание дошкольников: цели, задачи, основные направления работы Доклад по теме «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание – сравнительно новое направление в до-школьной педагогике,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Образовательная область «Речевое развитие». Основные задачи. Направление работы»
Опубликовано: 10 октября 2018 в 13:31
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Образовательная область «Речевое развитие». Основные задачи. Направление работы»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Юрьевна Боркунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД