Валентина Юрьевна Боркунова
Консультация для педагогов «Образовательная область «Речевое развитие». Основные задачи. Направление работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Совокупность образовательных требований к дошкольному образованию представляет ФГОС. В документе указано, что содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определённые направления развития и образования детей : пять образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Публикация «Консультация для педагогов „Образовательная область „Речевое развитие“, Основные задачи, Направление работы“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Речевое развитие включает :
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Конкретное содержание указанных позиций зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка).
Так, для раннего возраста (1-3 года) это будет предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
Для детей дошкольного возраста (3-8 лет) это игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Основные направления коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР в образовательной области «Речевое развитие»
- Развитие словаря.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
- Развитие связной речи.
- Формирование коммуникативных навыков.
- Обучение элементам грамоты.
Для реализации образовательной области «Речевое развитие» можно выбрать следующие формы, методы и средства.
Таб. №1. «Формы, методы и средства реализации Программы в образовательной области «Речевое развитие»
Методы реализации Программы Средства реализации Программы
Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность : рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.). Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть; пересказ; общая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические: дидактические игры; игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. • Общение взрослых и детей.
• Культурная языковая среда.
• Обучение родной речи в организованной деятельности.
• Художественная литература.
• Изобразительное искусство, музыка, театр.
• Организованная образовательная деятельность по другим разделам программы.
Формы развития речи
Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная
деятельность
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Индивидуальные
Подгрупповые
- Дидактические, настольно-печатные игры.
- Игры упражнения.
- Беседа.
- Речевые логические задачи.
- Речевые игры.
- Продуктивная деятельность.
- Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
- Обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине пересказ.
- Работа в книжном уголке.
- Разучивание.
- Ситуативное общение.
- Игра на основе сюжета литературного произведения.
- Викторины.
- Выставки.
- Конкурсы.
- Проектная деятельность.
- Обсуждение.
- Рассказ.
- Театр.
- Тематические выставки. - Речевое стимулирование
(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание).
- Формирование элементарного реплицирования.
- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.
- Хороводные игры, пальчиковые игры.
- Образцы коммуникативных кодов взрослого.
- Артикуляционная гимнастика.
- Тематические досуги.
- Освоение формул речевого этикета.
- Хороводные игры, пальчиковые игры.
- Физкультминутки, прогулка, прием пищи.
- Коммуникативные тренинги.
- Тематические досуги.
- Гимнастики
(мимическая, логоритмическая). Игры-драматизации. - Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек).
- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).
- Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т. п.).
- Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог).
- Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Игра- импровизация по мотивам сказок.
- Театрализованные игры.
- Игры с правилами.
- Игры парами (настольно-печатные).
- Совместная продуктивная деятельность детей.
- Словотворчество.
Особенности образовательной деятельности по «Речевому развитию» для детей с ОНР
Основные задачи воспитателя в области развития речи состоят в следующем:
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем;
- развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
- автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом. Во многих случаях она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении достигнутых на занятиях логопеда результатов.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в дом периоде коррекционного процесса. Воспитатель наблюдает за проявлениями речевой активности детей, правильным использованием поставленных или исправленных звуков в собственной речи дошкольников» усвоенных грамматических форм и т. п. В случае ошибок воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверную форму или слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести его правильно.
Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетически ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Если диалог воспитателя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление».
Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями : быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменение условий общения.
Особое внимание воспитателя должно быть обращено на детей, имеющих в анамнезе четко выраженную неврологическую симптоматику и отличающихся психофизиологической незрелостью. В этих случаях возможно при переходе на более сложные формы речи возникновение запинок, на которых не следует фиксировать внимание детей.
Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению достигнутых результатов.
Воспитатель должен уделять внимание формам работы, стимулирующим инициативу, речевую активность, способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с дефектом.
Таким образом, воспитатель обязан хорошо знать реальные и потенциальные способности дошкольников, тщательно изучать, что ребенок умеет делать сам, а что может сделать с помощью взрослого.
Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых на логопедических занятиях речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.
Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д. выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).
Формирование лексического запаса и грамматической строя на занятиях воспитателя осуществляется поэтапно:
а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;
б) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;
в) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.
Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом).
Усложнение речевых заданий соотносится с коррекционной работой логопеда. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков, который дети должны усвоить сначала в понимании, а затем и в практическом употреблении. Словарь, предназначенный для понимания речи, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в соответствующий период обучения, а также уровень требований, предъявляемых к самостоятельной речи детей.
Графические навыки
Овладение графическими навыками — обязательный элемент готовности к обучению письму. Продолжительность выполнения графических заданий не должна превышать трех минут.
Развитие графических умений происходит постепенно по мере совершенствования у детей с нарушениями речезрительного, зрительно-пространственного восприятия, моторных и зрительно-моторных функций.
При выполнении графических заданий от леворуких детей не следует требовать быстрых движений из-за отклонений в развитии зрительно-моторной координации. Воспитатель должен убедиться, что ребенок хорошо понял инструкцию, осознает цель задания. Следует позитивно оценивать правильность выполнения графического задание и не подчеркивать проявления моторной неловкости, нарушений кинестетического и зрительного контроля.
Для систематической тренировки графомоторных навыков необходимо использовать задания, рекомендованные АОП ДО. При этом время выполнения задания может быть скорректировано с учетом индивидуальных особенностей детей.
«ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Методы реализации Программы Средства реализации Программы
Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность : рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.). Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений; заучивание наизусть; пересказ; общая беседа; рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические: дидактические игры; игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. • Общение взрослых и детей.
• Культурная языковая среда.
• Обучение родной речи в организованной деятельности.
• Художественная литература.
• Изобразительное искусство, музыка, театр.
• Организованная образовательная деятельность по другим разделам программы.
Формы развития речи
Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная
деятельность
Индивидуальные
Подгрупповые
Групповые
Групповые
Подгрупповые
Индивидуальные
Индивидуальные
Подгрупповые
- Дидактические, настольно-печатные игры.
- Игры упражнения.
- Беседа.
- Речевые логические задачи.
- Речевые игры.
- Продуктивная деятельность.
- Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
- Обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине пересказ.
- Работа в книжном уголке.
- Разучивание.
- Ситуативное общение.
- Игра на основе сюжета литературного произведения.
- Викторины.
- Выставки.
- Конкурсы.
- Проектная деятельность.
- Обсуждение.
- Рассказ.
- Театр.
- Тематические выставки. - Речевое стимулирование
(повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание).
- Формирование элементарного реплицирования.
- Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него.
- Хороводные игры, пальчиковые игры.
- Образцы коммуникативных кодов взрослого.
- Артикуляционная гимнастика.
- Тематические досуги.
- Освоение формул речевого этикета.
- Хороводные игры, пальчиковые игры.
- Физкультминутки, прогулка, прием пищи.
- Коммуникативные тренинги.
- Тематические досуги.
- Гимнастики
(мимическая, логоритмическая). Игры-драматизации. - Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек).
- Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог).
- Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т. п.).
- Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог).
- Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей.
- Сюжетно-ролевая игра.
- Игра- импровизация по мотивам сказок.
- Театрализованные игры.
- Игры с правилами.
- Игры парами (настольно-печатные).
- Совместная продуктивная деятельность детей.
- Словотворчество.