Жанна Михайловна Макрушина
Консультация для педагогов «Обогащение словаря дошкольника средствами музейной педагогики»
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащение словаря дошкольника средствами музейной педагогики.
Под музейной педагогикой понимается область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка восприятия к историко-культурным ценностям. Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться не только в условиях музейной среды, но и в детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, среди живой природы.
Публикация «Консультация для педагогов „Обогащение словаря дошкольника средствами музейной педагогики“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
При проведении такого мероприятия необходимо учитывать следующие принципы: интерактивность. Мини-музеи в детском саду должны быть интерактивными, так как ребенок воспринимает только то, что делает.
Комплексность. Включение всех типов восприятия: зрение, обоняние, осязание.
Програмность, т. е. информация, которую преподносит педагог, должна быть в доступной форме.
Тематика мини-музеев может быть различной. От выбранной темы зависит, какими новыми словами вы обогатите словарь ребенка.
Мне близка тема «Русские народные сказки». Она соответствует возрасту моих детей (4 года). Слушание сказок всегда доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают содержание, начинают пересказывать, используют запомнившиеся обороты и эпитеты в разговорной речи (тянет-потянет, лягушка - квакушка, волчок - серый бочок). Народным сказкам присущи устойчивые выражения («слезами умывались, как сыр в масле катались, деревце за деревцо»). Объясняя смысл таких словосочетаний, у детей развивается способность анализировать, сравнивать, оценивать поведение героев. Загадки привлекают и радуют поэтическими образами, удивляют неожиданными сравнениями.
Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Дети называют характерную особенность предмета или животного, о котором загадывают: «Зимой и летом одним цветом», «Лапка мягонька, а коготок востер». Ребенок, имеющий достаточный словарный запас, может придумать загадку самостоятельно, используя признаки загадываемого предмета (цвет, форму, назначение, способ изготовления).
Фольклор разнообразен и богат различными видами и жанрами. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы и поговорки занимают особое место. Создание такого мини- музея помогут ребенку раскрыть особенности родного языка. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание, осудить неверное или грубое действие. В уголке «Для пап и мам» сделать книжку-раскладушку, в которой записаны пословицы и поговорки, для заучивания вместе с родителями дома. Детям объяснять смысл пословиц и поговорок, учить понимать, в каких ситуациях можно применять ту или иную пословицу. Пословицы используют во время анализа детского труда:
«Кто любит трудиться, тому на месте не сидится».
«Птицу узнают в полете, а человека - в работе»
Важным этапом в систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов - это появление обобщающих слов : посуда, одежда, овощи, фрукты, мебель. Оформление мини- музея в стиле русской избы позволит детям окунутся в быт крестьян, познакомиться с обстановкой, утварью, одеждой. Дети узнают о назначении кухонной утвари: кочерга, ухват, горшки, чугунки, миски. Хорошим подспорьем для закрепления полученных знаний являются занятия по изодеятельности: дети лепят старинную посуду из глины, расписывают узорами. Используют в творческих играх.
Ни один праздник на Руси не проходил без музыки, без хороводов. Первое знакомство детей должно состоятся с такими народными инструментами, как деревянные ложки, свистульки, бубенцы, трещетки, балалайки. Дети должны не только их рассматривать, но и брать в руки, пробуя их звучание, пополнять словарный запас названиями музыкальных инструментов.
Обогащению знаниями помогает знакомство с такими праздниками, как Рождество, Масленица, Пасха. На народном празднике дети прославляют масленицу, поют заклички, песнопения. А на праздник Пасхи детям нравиться обмениваться раскрашенными яйцами, некоторые из них можно хранить в мини-музее. Мини-музей на тему “Мы-богатыри”, где персонажи Илья Муромец, Алеша Попович, собирали дружину, в которую мог вступить каждый, прошедший определенные испытания. На творческом занятии дети могут выполнить чеканку по фольге, составляя композицию из доспехов, шлема и меча. И ребята уже свободно могут использовать новые слова в речи, правильно понимать их смысл и значение.
Очень важно на раннем этапе рассказывать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству. Обогащение словаря детей исконно русскими словами – это и есть воспитание любви к родному языку.