Светлана Казанцева
Консультация для педагогов «Нравственно — патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ
Публикация «Консультация для педагогов „Нравственно — патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
• добра побеждает зло;
• учат дружить;
• учат трудолюбию и взаимопомощи;
• уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших;
• помогают понять хитрость и обман;
• высмеивают жадность и зло;
• вызывают интерес к жизни русских героев;
• формирует понятие «единства всех живущих на земле людей»;
• воспитывает интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т. е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намек» сказки и правильно донести ее смысл до маленьких слушателей. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Цель нашей работы: создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
Исходя из поставленной цели, мы можем определить следующие задачи:
• формировать представления детей о Родине - как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать. воспитывать уважение к родным и близким людям;
• расширять представления детей об окружающем мире, на основе материала доступного пониманию детей : сказок, былин, об исторических событиях нашей Родины;
• приобщать к истокам народной культуры;
• расширять представление о предметах быта в Русской избе : печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, ведро и т. д;
• развивать речь детей, обогащать словарный запа;.
• развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
• формировать навыки культурного общения;
• воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
• воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
• формировать нравственные качества, в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
Воспитывая нравственно-патриотические чувства у детей дошкольников можно использовать следующие формы работы со сказкой : чтение; рассказывание; пересказ; драматизация; разучивание; рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями; обсуждение литературной стороны произведения; обыгрывание (инсценирование) произведения; настольный (кукольный, пальчиковый и т. п.) театр по произведению; самостоятельная театрализованная деятельность; пополнение групповой библиотеки (книжного уголка).
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах : победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
Работу со сказкой следует строить на основе ее целостного восприятия : от общего содержания к деталям повествования. Дети, зная полный текст, могут активно обсуждать действия и поступки различных персонажей, искать и оценивать их ошибки, пути их исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки, усваивать традиции, обычаи, язык народа.
Все это помогает детям почувствовать и научиться понимать особенность национальной культуры, любить и уважать своих родных, ценить труд человека, а через все это формировать в себе чувство гражданственности – любить Родину.