Наталья Блинова
Консультация для педагогов «Наше актерское мастерство»
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное состояние воспитателя не является только его личным делом. Расположение его духа отражается на воспитанниках, так как создает определенную атмосферу взаимодействия: психологическую устойчивость и комфортность, либо – недостаток этих признаков. Как правило, результатом психологической устойчивости становятся положительные эмоции, которые вдохновляют и детей, и педагогов, придают уверенности, наполняют чувством радости. Однако, владение собственной эмоциональной сферой – процесс сложный.
Публикация «Консультация для педагогов „Наше актерское мастерство“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Конечно, современная наука, особенно – психология, работает в данном направлении. Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование (повышение квалификации, в процессе которого педагог овладевает способами саморегуляции, релаксацией, приемами аутотренинга. Например, О. И. Бабич рассматривает следующие приемы саморегуляции:
• Воспитание доброжелательности и оптимизма
• Контроль своего поведения (самоконтроль)
• Самовнушение
• Юмор
• Разрядка в деятельности: трудотерапия, музыкотерапия, театральная деятельность.
Как видим, одним из путей преодоления эмоциональной нестабильности можно назвать совершенствование таких профессиональных качеств, благодаря которым педагог будет способен успешно осуществлять необходимую деятельность в самых разнообразных и сложных эмоциональных условиях.
Интересные исследования посвящены актерскому мастерству педагога.
Оказывается, постоянное и целенаправленное совершенствование актерских способностей во многом благоприятствует успеху педагогической деятельности. Воспитатель, обладающий отработанными приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и умение интонировать, менять темп и силу голоса, располагает к себе детей.
Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, налаживать взаимодействие и взаимопонимание, как с детьми, так и с родителями.
Формирование личного обаяния достигается в результате большой работы и преднамеренного развития данных качеств. Например, не все воспитатели умеют владеть своей мимикой. У одних – постоянно напряженный строгий взгляд, у других – «холодное» выражение лица. Дети, как и взрослые, способны улавливать это. Чтобы управлять выражением своего лица, нужно, прежде всего, научиться владеть своим настроением, активно используя в этих целях элементы театральной педагогики, применяя приемы актерской тренировки.
При этом следует особенно подчеркнуть отличие «роли актера» на сцене и «роли педагога» в общении с детьми. В творчестве актера существует разница между сценическими и реальными жизненными чувствами. Разве могли бы актеры постоянно переживать реально такие потрясения, которые мы видим на сцене? Это невозможно. Эмоциональная память – это источник воспроизведения реального чувства в художественном образе, в роли. Это переживание носит временный характер.
Педагогу в общении с детьми, в процессе взаимодействия с ними недостаточно эмоциональной памяти, так как определенное чувство рождается реальными обстоятельствами, оно «жизненно», порой захватывает на довольно долгий промежуток времени. Таким образом, педагог испытывает и выдерживает большие эмоциональные нагрузки, так как он, в силу специфических особенностей своей деятельности, в течение целого дня является одновременно и «актером», и «дирижером».
Воспитателю, как и любому педагогу, как актеру, необходимо мастерство владения широким кругом приемов, контролирующих меру чувств, их разумную трату и сохранение. Отсюда и необходимость развития эмоциональной памяти, и накопление опыта в применении эмоциональных переживаний и впечатлений. Воспитателю, как и актеру, нужно уметь освобождаться от мышечных зажимов, описанных Станиславским. Пока существует мышечное напряжение, не может быть и речи о правильно, тонком чувствовании и о нормальном душевном состоянии педагога.
Эти задачи помогает решить использование технологии театрального искусства. Участие воспитателя в театральной деятельности способствует пониманию отдельных проявлений собственной личности, некоторых параметров своего поведения. «Познайте самого себя, свою природу, дисциплинируйте себя», - говорил Станиславский. Он имел в виду голос, интонацию, пластику, жесты, мимику – все, чем можно выражать собственное состояние. Целенаправленно упражняясь, можно научиться понимать и применять это на практике.
Такие способности сами собой не даются, их надо у себя развивать. Без постоянной тренировки невозможно сохранять творческую педагогическую форму. Театр дает педагогу такие возможности. Он становится постоянным спутником совершенствования актерского, а тем самым и педагогического мастерства, органично входит в профессиональную жизнь в виде творческой зарядки. Приемы театральной педагогики помогают овладеть тактикой и стратегией перехода в творческое состояние. Достигается это путем специальных упражнений и состоит, по мнению исследователей, из нескольких уровней:
• на первом уровне – умение входить в творческое состояние может происходить случайно
• на втором – вызывается сознательно, преднамеренно, то есть искусственно
• на третьем уровне оно выглядит как импровизация.
Необходимо отметить, что профессиональная деятельность театральных педагогов – это искусство, оно не может быть механически заимствовано в практику образования. Речь идет о разумной сопричастности к опыту, его ценным моментам, которые представляют собой положительные образцы для заимствования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для совершенствования профессиональных способностей педагога вполне возможно эффективное использование богатого теоретического и практического опыта театральной педагогики. Театральная техника может стать реальным средством сознательного самосовершенствования педагога. Этот путь дает возможность раскрепостить творческие возможности взрослых и детей, участвующих в процессе взаимодействия, уберечь педагога от преждевременного эмоционального сгорания, разумно использовать ресурсы его физического и психического здоровья.