Инна Уварова
Консультация для педагогов «Влияние совместной деятельности ребенка и взрослого на его социальное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему :«Влияние совместной деятельности ребенка и взрослого на его социальное развитие».
Социальное развитие (социализация) – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
Публикация «Консультация для педагогов „Влияние совместной деятельности ребенка и взрослого на его социальное развитие“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• трудовых навыков;
• знаний;
• норм, ценностей, традиций, правил;
• социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т. е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.
Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:
1) оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
2) оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
3) оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития, начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности, и осуществляется благодаря тому, что:
- для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);
- при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
- взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
- ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми :
экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства - внимание, интерес и т. п.
предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; дети, пережившие войны). Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).
Основными параметрами общения у детей раннего возраста являются:
1 - форма общения:
-ситуативно-личностная;
-ситуативно-деловая (1-3 года);
2- содержание потребности в общении:
-доброжелательное внимание взрослого;
-потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве (1-3 года);
3- ведущий мотив общения:
-личностный - взрослый как ласковый доброжелатель;
-центральный объект познания и деятельности;
-индивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка;
деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания и эксперт по оценке умений и знаний (1-3 года);
4-значение данной формы общения в общем развитии ребенка :
неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием;
развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью (1-3 года).
В случае лишения ребенка возможности общения с близким взрослым в этом периоде наблюдается резкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется в:
1) отсутствии сформированной речи (у детей из ДУИТ количество вокализаций в 6 раз меньше);
2) отставании в умственном развитии;
3) трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;
4) недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;
5) двигательной вялости и компенсационных движения.