Елена Ефименко
Консультация для педагогов «Так ли важно рисование в жизни ребенка». Особенности рисования девочек и мальчиков
Консультация для педагогов на тему :
«Так ли важно рисование в жизни ребенка»
(Особенности рисования девочек и мальчиков).
Воспитатель: Ефименко Е. Я.
«Тот, кто рисует получает, в течение одного часа
Больше, чем тот, девять часов только смотрит».
И. Дистервег
Публикация «Консультация для педагогов „Так ли важно рисование в жизни ребенка“, Особенности рисования девочек и мальчиков» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
До сих пор мы мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его и влияние на отдельную личность
Удивительное явление искусства- рисование в детстве. Каждый ре5бенок в определенный период жизни с упоением рисует многофигурные сюжетные композиции. Однако, как свидетельствует практика, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верные рисованию остаются художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети всех стран в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракуль» и «головоногов».
Рисование-большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для ребенка вполне конкретную информацию и смысл. Он всегда точно может указать, что и где именно изображено на листе, покрытом казалось, случайным переплетением линии и закорючек. Дети, как, казалось бы, на первый взгляд, вовсе не безразличны к своему творчеству и им больше нравится свои рисунки, чем образцы, с которых они срисовывают.
По мнению многих ученых, в процессе рисования развивается логическое мышление, фантазия, творчество, речь, мелкая моторика рук. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слови ассоциаций. И рисование предоставляет ему возможность наиболее легко и в образной форме выразить то, что он знает несмотря на нехватку слов.
Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также не обходимо, как и разговаривать.
Рассматривая и анализируя детские рисунки можно отметить особенности произведений девочек и мальчиков. Мальчики осваивают художественный мир в целом, а девочек больше интересует конкретика, детали.
ТЕМАТИКА.
Девочки : Более уверенно выбирают тематику и сюжет, чаще рисуют: цветы, бабочек, животных, людей, сказочных персонажей.
Мальчики : Сомневаются при выборе темы, придумывают необычные сюжеты: подводный мир, город будущего, дворцы, технику, архитектурные сооружения, космические объекты.
ДЕТАЛИЗАЦИЯ РИСУНКА, ПРОРИСОВКА, ТЕХНИКА.
Девочки : Большое внимание придают украшению и прорисовке деталей.
Мальчики : Чаще в их работе присутствуют крупные объекты, линии четкие, прямые, толстые.
ЧУВСТВО СВЕТА, РАЗНООБРАЗИЕ ЦВЕТОВЫХ ГАММ.
Девочки : Используют всю цветовую гамму, пытаются получить новые цвета, предпочитают яркие сочные оттенки, как заполняют цветом весь лист.
Мальчики : Ограничиваются несколькими цветами, чаще выбирают темную цветовую гамму, заполняют лист цветом частично, цветовыми пятнами.
КОМПОЗИЦИЯ
Девочки : Чаще создают многопредметные, многообъектные работы, соблюдают пропорции.
Мальчики : Предпочитают малопредметные и малообъектнвые композиции, не совсем точно ориентируются на листе бумаги. Не совсем точно ориентируются на листе бумаги.
ПРОДУКТИВНОСТЬ (темп, умение самостоятельно закончить работу).
Девочки : Быстрее и увереннее в своих действиях, завершают работу самостоятельно.
Мальчики : Часто не заканчивают работу уже считают завершенной, медлительны, не уверенны.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ВОЗНИКШИХ У МАЛЬЧИКОВ :
1. Ограничивыются несколькими цветами, выбирают темные оттенки.
Советуем выделить мазками или штрихами (в зависимости от художественного материала) цветовую гамму будущего рисунка.
2. Нажимают на всю плоскость кисти.
Советуем использовать тонкую кисть, даже при заполнении цветом крупных деталей.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, ВОЗНИКШИХ У ДЕВОЧЕК,
1. Широко разворачивают тему, придумывают большой сюжет.
Предлагаем отразить задуманный сюжет на листе, обозначив объекты и предметы с помощью геометрических фигур.
2. Излишняя детализация «мельчение».
Проведение индивидуальной словесной работы.
РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВЫШЕУКАЗАННЫХ ПРОБЛЕМ,
1. Для изобразительной деятельности необходимо усаживать детей за столы так: мальчик-девочка. Это побуждает мальчиков, глядя как работают девочки, расширить цветовую палитру и делать рисунки более многопредметными.
2. Хорошо ли, то что ребенок смотрит на работы других детей. Этого не надо боятся: повторить их он все равно не сможет, так как нажим, линии, мазок, размеры и пропорции предметов. Чувство цвета и гармонии у всех разные. Каждый ребенок- уникальный творец.
3. Особое внимание уделить словесной помощи детям. С мальчиками предлагаем оговаривать композицию рисунка, обсуждать цветовую палитру, на заключительном этапе предложить рассмотреть деталировку предметов, объектов. С девочками необходимо обсудить сюжет, количество объектов, характер детализации.
4. Практиковать анализ детских работ, так как в рисунке каждого ребенка есть что-то необычное, интересное и это необходима обязательно выделить и подчеркнуть педагогу.
5. «Не ошибается тот, кто ничего не делает»-ребенок должен осознать эту мудрость, потому что страх ошибок или неудач- одно из главных препятствий в творческой работе.
Мальчиков и девочек нельзя воспитывать одинаково!
Они па разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять их такими, какими их создала природа, разными и по-разному прекрасными!
Удастся ли раскрыть и развить эти задатки, не навредить, не сломать- зависит только от нас с вами.