Анастасия Рябова
Консультация для педагогов «Развитие самостоятельности у дошкольников с помощью трудовой деятельности»
МДОУ «Детский сад №148 о. в.» г. Магнитогорска
Консультация для педагогов на тему :
«Развитие самостоятельности у дошкольников с помощью трудовой деятельности»
Разработала: Воспитатель
МДОУ «Детский сад №148 о. в.»
Г. Магнитогорска
Рябова Анастасия Ивановна
Магнитогорск, 2021
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие самостоятельности у дошкольников с помощью трудовой деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Развитие самостоятельности у дошкольников с помощью трудовой деятельности.
В настоящее время трудовое воспитание дошкольников, представлено в ФГОС дошкольного образования, в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», представлены следующие задачи:
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— формирование позитивных установок к различным видам труда.
Реализовать эти задачи возможно именно в процессе трудовой деятельности дошкольников.
В перечне целевых ориентиров ФГОС дошкольного образования определены такие социально-нормативные возрастные характеристики:
— ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
— ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда;
— ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинает складываться сознательное управление своим поведением повышается активность и стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста (Я сам! Я хочу! Я умею) Ребёнок начинает верить в свои возможности.
Как показывает практика, формирование самостоятельности проявляется в таких видах труда : в самообслуживании, хозяйственно-бытовой труде, труде в природе и ручном труде.
Самообслуживание является основным видом труда и способствует формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста :
1. У детей формируются умения и навыки самостоятельно обслуживать себя во время раздевания и одевания, аккуратно складывать снятую одежду.
2. Учатся самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Формируются навыки самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расчёской, горшком, вешать полотенце на место).
4. Учатся самостоятельным действиям во время еды (правильно держать и пользоваться столовой и чайной ложкой).
Поэтому, приучая детей к самообслуживанию у них формируется самостоятельность, меньшая зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.
У детей среднего дошкольного возраста необходимо учитывать возрастные и психологические особенности и новообразования этого возраста. По замечанию Г. С. Малуновой, психофизиологические особенности детей 4-5 лет дают возможность активно включать их в разнообразные виды трудовой деятельности, организуемой
взрослыми. Исследователь обращает внимание на такое новообразование среднего дошкольного возраста, как активное развитие эмоциональной сферы. Ребенок освобождается от импульсивности, у него начинают формироваться чувства ответственности, привязанности; проявляется радость от инициативного действия; дошкольник учится понимать других и сопереживать им. Эти умения детей среднего дошкольного возраста облегчают процесс воспитания трудолюбия.
Важную роль в воспитании трудолюбия играет развитие у ребенка
пятого года жизни таких познавательных процессов, как восприятие,
внимание, память, воображение, мышление. Также в среднем дошкольном возрасте ребенок активно осваивает приемы познания свойств, предметов: прикладывания предметов друг к другу, наложения, измерения и другие. «У ребенка формируется разнообразная предметная деятельность, он начинает выполнять действия относительно самостоятельно, может идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации».
Дети среднего дошкольного возраста владеют навыками самообслуживания, могут выполнять некоторые трудовые действия в сфере хозяйственно-бытового, ручного труда, ухода за животными и растениями. Учитывая уровень трудовых умений ребенка, воспитатель совершенствует и закрепляет их, а также формирует новые, например, умение сервировать стол, мыть кукольную посуду, убирать помещение.
Для ребенка среднего дошкольного возраста важно понимать, что его работа кому-то нужна, приятна, вызывает благодарность. В этом эмоциональном подкреплении результата труда, считает С. А. Козлов, заключается его главная педагогическая ценность.
Для старших дошкольников специалистами определены соответствующие условия: приобщать детей к общему труду целесообразно после того, как дети
приобретут опыт совместной деятельности в небольших группах; организовывать общий труд следует только после того, как дети владеют необходимыми навыками и умениями; продумывать участие всех детей в данном виде труда. В старшем дошкольном возрасте такая форма организации, как общий труд, становится ведущей формой. При этом дети объединяются в большую группу, и возникает необходимость строить коммуникации с несколькими сверстниками, что положительно сказывается на развитии самостоятельности дошкольников.
Методы организации и руководства на каждом этапе имеют свои особенности, исходя из различия поставленных задач. Необходимо рассмотреть данные этапы, приемы и методы педагога.
1. Распределение работы между участниками.
Когда в коллективном труде принимает участие достаточное количество детей или вся группа, следует правильно распределить работу в каждой подгруппе. Это отмечается в процессе планирования коллективных поручений, при котором небольшие подгруппы детей выполняют разные поручения, но участвуют в одном общем деле. На данном этапе важно научить детей слушать друг друга, спокойно разрешать конфликтные ситуации, проявлять инициативу при решении различных задач. Педагог не дает прямых указаний, не решает конфликты детей самостоятельно, а обсуждает, напоминает о правилах.
2. Выполнение задания.
Рассматривая практические аспекты выполнения коллективных трудовых поручений, можно отметить следующие трудности, когда один ребенок, имея развитые трудовые навыки, быстро выполняет работу, а другой не может сориентироваться в последовательности операций, третий ребенок отвлекается на раздражающие факторы, а четвертый дошкольник затрудняется в выполнении трудоемкой работы. В этом случае педагогу необходимо, исходя из ситуации, решить, как детям закончить работу вовремя.
3. Обсуждение результатов трудовой деятельности.
В конце коллективного труда педагог приглашает детей обсудить итоги. На данном этапе ставится задача показать важность коллективного труда для общего дела и каждого участника. В процессе разговора педагогу необходимо обратить внимание старших дошкольников на проявление взаимопомощи, внимательного отношения к проблемам сверстника. Воспитатель создает условия, при которых дети активно высказываются, делятся впечатлениями. Вместе с положительными примерами педагогу следует рассмотреть с детьми и недочеты, отрицательные моменты, но
делать это в мягкой доброжелательной форме, проявляя уверенность в том, что дети поняли, как нужно было поступить. Данный этап, несмотря на его непродолжительность (8 10 минут, имеет большое воспитательное значение.
Таким образом, дети знакомятся с постановкой целей, задач, правильным отбором инструментов для работы, последовательности трудовых действий.
Формирование самостоятельности у старших дошкольников в продуктивной деятельности имеет свои особенности, например, поэтапное включение детей в продуктивную деятельность и развитие продуктивных умений. Для эффективного развития самостоятельности в продуктивной деятельности необходим ряд условий: включение в продуктивную деятельность ручной труд, аппликацию, создание обогащенной вариативной развивающей педагогической среды, в которой перед дошкольниками раскрываются возможности самостоятельного выбора содержания
конструктивной деятельности, средств и способов ее осуществления. Критериями самостоятельности дошкольника выступают : умение выполнить какую-либо деятельность без помощи взрослого, способность к независимым действиям, проявление инициативы, решительности, внутренняя мотивация к деятельности, проявление творчества, решение возникающих задач.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.
• Развитие индивидуальных способностей с помощью трудовой деятельности :
1. Помощь в правильном отношении к труду старших людей.
2. Помощь в развитии в ребенке любви к труду.
3. Помощь в проявлении нравственно-волевого становления дошкольника.
• Развитие и полное овладение различными видами труда :
1. Привитие специальных навыков для эффективной трудовой деятельности.
2. Формирование основных умений при выполнении задания.
Средства для трудового воспитания дошкольников :
1. Художественные. Предметы, которые связаны с художественным воспитанием: изобретательное искусство, музыка или литература. Для достижения результата необходимо систематически использовать художественные средства, которые следует органично сочетать с трудовой деятельностью дошкольников.
2. Знакомство с трудовой деятельностью старшего поколения. Благодаря такому средству дети приобретают правильное понимание значимости труда для жизнедеятельности, содержании труда и общественной ответственности.
Показывать труд взрослых можно несколькими способами:
1. Общение с человеком-работником и знакомство с его отношением к труду.
2. Привлечение внимания к различным видам труда и результатам трудовой деятельности.
3. Индивидуальный труд дошкольника. Таким способом формируются прикладные и практические навыки у детей.
Виды трудового воспитания :
Трудовое воспитание дошкольником можно разделить на четыре типа:
1. Художественный труд своими руками.
Такая трудовая деятельность нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, связанных с эстетикой. Дошкольник может выполнять различные поделки из разных подручных материалов. При окончании ребенок может порадоваться полученным украшением, поделкой, подарком.
2. Трудовая деятельность на природе.
В основные задачи такого типа труда входит работа на участке земли. Дошкольники могут ухаживать за посаженными растениями, выращивать продукты питания. Результатами труда на природе может быть: материальный продукт (выращенные овощи, цветы или дерево) ; приобретение новых знаний; ощущение необходимости и возможности радовать окружающих.
3. Хозяйственная и бытовая трудовая деятельность.
Привитие бытовых навыков является наиболее понятной деятельностью взрослых, с которой он встречается повседневно. Ребенок учится сосредотачиваться на определенном задании и полностью справляться с ним с помощью взрослого.
В такие моменты у дошкольника формируется правильное отношение и значение хозяйственно-бытовой деятельности. Благодаря этому в сознании ребенка развивается понимание, что окружающий его мир он создает сам. В процессе взросления хозяйственная и бутовая деятельность постепенно усложняется. Те навыки и умения, которые приобретет дошкольник, помогут ему в дальнейшем бытовом труде.
4. Самообслуживание.
Умение самостоятельно удовлетворять личностные потребности: кушать, умываться, одеваться. Такие навыки необходимо развивать на всех этапах взросления дошкольника. Благодаря навыку самообслуживания ребенок может независимо функционировать от взрослых и повышать собственную самооценку.
Исходя из того, что произошла положительная динамика в развитии самостоятельности дошкольников, можно утверждать, что предложенные формы и методы работы в ходе опытно–экспериментальной работы способствуют развитию их самостоятельности в игровой, трудовой, художественно–изобразительной деятельности. Наиболее эффективными приемами, по нашему мнению, являются поручения, положительный пример, игра, эксперимент, наблюдение. Следовательно, использование их в образовательном процессе ДОУ формирование самостоятельности дошкольников будет проходить более эффективно.