Анна Александровна Калёнова
Консультация для педагогов «Принципы анализа сказок. Схема и основные этапы психологического анализа сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы анализа сказок. При проведении психологического анализа сказок педагогу следует придерживаться трёх основных принципов:
1. Принцип безусловного принятия внутреннего мира ребёнка или взрослого - позволяет воспринимать мир в сказке без оценочно и целостно;
2. Принцип объективности - рекомендуют рассмотреть сказку с разных точек зрения, исследовать разные её "грани" и "слои";
Публикация «Консультация для педагогов „Принципы анализа сказок, Схема и основные этапы психологического анализа сказок“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
3. Принцип результативности. Анализ авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью - формированием перспективных задач психологической работы с ребёнком (или взрослым).
Схема психологического анализа сказок.
Чтобы составить схему психологического анализа сказки, нужно выделить ключевые характеристики сказки.
Ключевые характеристики – это качественные показатели, с помощью которых можно описать авторскую сказку, а также помогают выявить отправные точки анализа сказки для понимания внутреннего мира ребёнка (или взрослого) и его особенностей взаимоотношений с окружающим миром.
Значимые характеристики сказки:
1. Энергоинформационное поле сказки. Это особая энергия сказки, оставляющая у человека определённое «послевкусие», состоящее из чувств, ощущений, впечатлений и мыслей.
2. Основная тема сказки – это идея, пронизывающая весь сюжет сказки, отражающая актуальные жизненные потребности и ценности, показывающая то, что оказывается наиболее значимо для ребёнка в данный момент, к чему он стремится, над чем он бессознательно или сознательно «работает».
3. Сюжет сказки – это изложение хода событий. Работая с сюжетом авторской сказки, необходимо обратить внимание на 3 момента: оригинальность сюжета, жанровые формы и последовательность сказочных событий.
4. Линия главного героя. Главный герой – это образ автора, идеальный либо реальный, где важно прояснить 4 момента: образ себя, образ цели, мотивы поступков главного героя и отношения с окружающим миром.
5. Символическое поле – это отражение информации о внутреннем мире ребёнка (или взрослого, которая зашифрована в символах и образах.
Основные этапы психологического анализа сказок.
Аналитическую работу со сказками следует разделить на 7 основных этапов.
1. Определить энергоинформационное поле сказки;
2. Определить основную тему сказки;
3. Проанализировать сюжет сказки;
4. Проанализировать линию главного героя;
5. Проанализировать символическое поле сказки;
6. Составить заключение о ресурсном и конфликтном содержании сказки;
7. Определить перспективные задачи психологической работы с автором, выделить его «основную проблему» и найти ресурсы для работы с ней.
Таким образом, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несёт в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.