Ольга Устюгова
Консультация для педагогов «Педагогам о живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему "Педагогам о живописи"
Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей. Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Изображение в живописи строится только с помощью цвета, что помогает тонко и эмоционально передать красоту окружающего мира.
Живопись делится на:
Публикация «Консультация для педагогов „Педагогам о живописи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Станковую живопись. Художник пишет картины на холсте, натянутым под подрамник и установленном на мольберте (станке). Отсюда и название станковая живопись.
2. Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно, мозаика и др.).
Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется разными жанрами:
Портрет - жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. В портрете художники передают не только внешнее и индивидуальное сходства, но и характер человека, его духовный мир. Детям особенно нравиться рисовать портрет своих близких (маму, папу, бабушку, деда и т. д.) и они гордятся своими рисунками.
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природы. Пейзажи подразделяются на:
• сельский,
• городской,
• индустриальный,
• морской (марина).
Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Натюрморт - жанр изобразительного искусства, изображающий предметы быта, цветы в букете, фрукты, овощи, посуду и т. д. Натюрморт привлекает детей своей яркостью и многообразием форм. Лучше когда дети рисуют с натуры натюрморт, который сами создали. Из разных предметов (муляжи фруктов, овощей, посуду, предметы быта и т. д.) предложите детям составить композицию (натюрморт).
Мифологический (сказочно-былинный) жанр – сказочные, былинные темы, мифы. Все дети любят сказки и, безусловно, сказочно – былинный жанр привлекает детей. В сказочном жанре цвет играет огромную роль (например: для отрицательного героя, используются темные, мрачные и холодные цвета; для положительного - светлые, яркие и теплые).
Анималистический жанр - изображение зверей и птиц. Художников, работающих в анималистическом жанре называют анималистами (например, Е. И. Чарушин).
Исторический жанр. Включает в себя мифологические, библейские, былинные времена и события прошлого (например, В. Суриков).
Батальный жанр. Включает в себя темы войн, битв, походов. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.
Бытовой жанр - повседневные занятия людей, быт. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён.
При ознакомлении дошкольников с жанрами живописи предлагаю использовать стихотворные строки и схемы.
Методы и приемы, которые используются при ознакомлении дошкольников с живописью.
Пояснение - широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о чем - либо.
Сравнение - например: П. П. Кончаловский «Сирень» и И. С. Остроухов «Сирень», обе картины имеют одинаковое название, но отличаются по жанрам (П. Кончаловский изобразил срезанную, стоящую в корзине сирень, значит, эта картина относится к жанру изобразительного искусства – натюрморт. А на картине, И. Остроухова, изображен куст цветущей сирени, эта картина относится к жанру изобразительного искусства – пейзаж.). Также можно сравнивать по настроению, средствам выразительности, временам года, суток и т. д.
Акцентирование деталей - усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым. Например: всё изображение картины закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
Приём композиционных вариантов - педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
Приём колористических вариантов - изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных образов. Например: во время просмотра картины В. М. Васнецова «Иван – Царевич и серый волк» прочитайте отрывок из сказки «Иван – Царевич и серый волк».
Метод музыкального сопровождения. Во время просмотра картины звучит подходящая музыка (например, П. И. Чайковский Времена года, Октябрь, и картина И. С. Остроухов «Золотая осень»). Происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.
Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение (например: картина К. Я. Крыжицкого «Ранний снег». Предложить детям вспомнить какие чувства они испытывали, когда видели первый снег. Вот такие же чувства и настроения передает художник и в своей картине).
«Вхождение» в картину - детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение (например: картина И. И. Левитана «Цветущие яблони». Предложите детям сесть на лавочку, которую изобразил художник в своей картине, и почувствовать аромат цветущих яблонь и т. д.).
Рассказ педагога (ребенка).
Структура искусствоведческого рассказа педагога:
- сообщение названия картины и фамилию художника;
- о чем написана картина;
- что самое главное в картине (выделить композиционный центр);
- как оно изображено (цвет, построение, расположение);
- что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (углубление в содержании картины);
- о чем чувствуешь и вспоминаешь, когда смотришь на эту картину.
При рассказе - описании картин ребенку можно предложить наглядную схему.
Педагог вывешивает на доску схемы описательного рассказа.
Указание (обратите внимание на.).
Экскурсии. Особый эмоциональный заряд дети получают во время экскурсий, где дети приобретают навык культурного общения с художественными произведениями, навыки посещения музеев, который в дальнейшем они будут посещать без взрослых.
Рассматривание репродукций, альбомов.
Организация выставок.
Игровые приёмы. Различные дидактические игры, игра - драматизация и т. д.