Елена Мешкова
Консультация для педагогов «Организация занятия в детском саду в соответствии с ФГОС дофоп до и СанПиН»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1 Начнём с того какие нужно учитывать нормативные документы. Из слайда и темы консультации уже понятно, что планировать и организовывать занятия в возрастных группах педагоги теперь обязаны по требованиям трех нормативных документов: ФГОС ДО, ФОП ДО, СанПиН. Рассмотрим более подробно.
Разработчики ФОП вернули нам термин «занятие».
Слайд №2 в п. 24.14 ФОП ДО Под занятиями понимают форму организации образовательной деятельности, которая направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей или их интеграцию.
ФГОС ДО определяет же общие задачи, принципы дошкольного образования. В содержании документа указаны требования к разработке образовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Конкретной информации о том, как проводить занятия, сколько и каких их должно быть, здесь не указано. Но в документе сделан акцент на то, что ребенок имеет право выбора содержания, партнера и материалов для своей деятельности (п. 3.2.1 ФГОС ДО). Это требует от педагогов пересмотра установки, что образовательная деятельность является обязательной для всех детей группы.
П. 3.2.1 ФГОС ДО «Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Возвращаемся опять к ФОП ДО
Слайд №3 Разработчики ФОП ДО оставили право за педагогом в выборе содержания и методики проведения занятий самостоятельно (п. 24.14 ФОП ДО)
П. 24.2 ФОП ДО гласит Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько вариантов совместной деятельности:
1) совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;
2) совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог - равноправные партнеры;
3) совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения) направляет совместную деятельность группы детей;
4) совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию. Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих детей;
5) самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, игры с правилами, музыкальные и другое, самостоятельная изобразительная деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность (опыты, эксперименты и другое).
В зависимости от решаемых образовательных задач, желаний детей, их образовательных потребностей педагог может выбрать для себя одну из ролей
Слайд №4 Роль педагога на занятиях в возрастных группах.
Педагог-наставник - педагог передает детям нормы, культурные образцы, традиции, обучает приемам, способам, прежде всего собственным примером.
Педагог-партнер - педагог разделяет с детьми процесс узнавания, проб, поиска, выбора. Педагог не имеет готовых ответов, но имеет право голоса.
Педагог-модератор - педагог участвует вместе с детьми в процессе, но направляет его, сопровождает и координирует.
Педагог-организатор - педагог создает условия для самостоятельной деятельности детей, например, готовит материалы в центры активности. В деятельности не участвует.
Педагог-наблюдатель - педагог наблюдает за самостоятельной, спонтанной деятельностью детей, но не участвует в процессе, не организовывает его, не сопровождает.
Слайд №5 Занятие является формой организации обучения наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и др. Занятие может проводиться в виде:
• образовательных ситуаций;
• тематических событий;
• проектной деятельности;
• проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей;
• творческих и исследовательских проектов (п. 24.12 ФОП ДО).
Занятие не регламентирует образовательный процесс. Главная задача педагога – в рамках отведенного времени организовать образовательную деятельность с учетом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей (п. 24.12 ФОП ДО).
-П. 24.12 ФОП ДО Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно. Занятие является формой организации обучения, наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и другими. Оно может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций, интегрирующих содержание образовательных областей, творческих и исследовательских проектов и так далее. В рамках отведенного времени педагог может организовывать образовательную деятельность с учётом интересов, желаний детей, их образовательных потребностей, включая детей дошкольного возраста в процесс сотворчества, содействия, сопереживания
Еще педагог при организации занятий должен создавать условия для свободного выбора детьми деятельности, ее участников. Также педагог должен грамотно подбирать оборудование и материалы, которые поспособствуют принятию детьми самостоятельных решений, выражения своих чувств и мыслей, поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
Слайд №6 теперь рассмотрим о чём нам говорит СанПиН
Гигиенические требования к нагрузке и организации занятий устанавливают СанПиН 1.2.3685-21. В СанПиН 1.2.3685-21 указаны требования к продолжительности занятий, общей образовательной нагрузке и перерывам с учетом возраста детей. Продолжительность занятия и нагрузки должна быть не более указанного времени, а продолжительность перерывов – не менее 10 мин.
Начало занятий планируется не ранее восьми утра, а окончание – не позднее пяти вечера (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Это значит, что начало последнего занятия надо запланировать так, чтобы оно завершилось к 17:00.
Продолжительность занятий в каждой возрастной группе также прописана в СанПиН (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Также есть требования к продолжительности дневной суммарной образовательной нагрузки (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Всё это представлено в таблице.
Также при проведении занятий педагоги должны учитывать перерывы между занятиями. Перерывы между занятиями должны составлять не менее 10 минут (таблица 6.7 СанПиН 1.2.3685-21). При этом продолжительность перерывов общая для детей всех возрастов.
Обязательной составляющей во время проведения занятий являются физкультминутки и гимнастика для глаз. Педагог должен отвести на них не менее 2 минут (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).
Под физминутками возможно понимать не только специально организованные двигательные упражнения, прерывающие основную деятельность детей, но и активное перемещение детей, ходьба, прыжки, бег в ходе выполнения отдельных заданий.
Слайд №7 Рассмотрим какие выделяют вообще виды занятий
На законодательном уровне нет требований, какие виды занятий могут применять педагоги в работе с детьми. Традиционно в детских садах используют три вида организации и проведения занятий: фронтальное, подгрупповое, индивидуальное. Рассмотрим более подробно каждую из них ниже.
Фронтальные занятия
Педагог проводит занятия со всеми детьми группы. Для всех детей педагог предлагает единую детскую цель, общий замысел занятия и итоговую рефлексию по его итогам –создает проблемную ситуацию. В содержании занятия педагог может предусмотреть деление детей на подгруппы. При этом все подгруппы будут выполнять аналогичные или разные задания, которые так или иначе подчинены общей цели занятия.
При организации фронтальных занятий педагог учитывает желание ребенка принимать в нем участие. Если желание отсутствует, то педагогу необходимо выяснить причину отказа, при возможности – ее исправить. Если это невозможно – предложить ребенку выбрать себе другое дело, при этом не мешая другим детям.
Подгрупповые занятия
Еще педагог может организовать подгрупповое занятие. Количество человек может составлять от 6 до 15 человек. Подгруппы могут быть одновременно на занятии воспитателя и специалиста. Например, учителя-логопеда, педагога-психолога. Затем подгруппы могут меняться. Внутри занятия сохраняется общая логика и последовательность этапов его проведения.
Еще подгруппы на занятии педагог может организовать другим способом. Например, одна подгруппа работает в одном из центров активности группы под руководством педагога, остальные подгруппы работают в других центрах активности, выбранных ими самостоятельно. Для детей этих подгрупп педагог выступает в роли организатора или модератора.
Индивидуальные занятия
Воспитатель использует индивидуальные занятия по необходимости. Например, с часто болеющими детьми, неусидчивыми и возбудимыми дошкольниками, чтобы обеспечить индивидуальный подход в образовательной деятельности. Такие занятия не могут стать основной формой образовательной деятельности, которую организует воспитатель. Но чаще всего такой вид занятий используется в организации деятельности с детьми специалистами. Например, учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом.
Как подготовиться и проводить занятия?
В зависимости от модели занятий подготовка педагога к ним может выглядеть по- разному. Например, педагог может готовить центры активности к самостоятельной деятельности детей в них по готовому плану. При такой подготовке педагог опирается на выработанный ранее их совместный с детьми план. Другой вариант планирования: педагог может готовиться к своему занятию, опираясь на перспективный план и выбранные источники.
Независимо от того, какую форму фиксации занятия выбрал педагог ему необходимо продумать его структуру. Поэтому подготовку к занятиям педагогам необходимо продумать поэтапно.
Слайд №8 Традиционно занятие состоит их трех равнозначных частей: вводной, основной и заключительной. В зависимости от образовательных задач, желания и потребностей детей педагог может выбрать для себя одну из ролей. В любой из принятых на себя ролей задача педагога – создать мотивацию так, чтобы у большинства детей возник интерес, любопытство.
Рассмотрим деятельность педагога с детьми в каждой части занятия.
Вводная часть. В водной части занятия педагог должен уметь переключать внимание от игровой или самостоятельной деятельности ребенка на занимательное дело. У каждого ребенка интерес формируется по-разному: одни переключаются быстро, другие постепенно. Но и у тех и у других необходимо учитывать их возрастные особенности. Поэтому задача педагога на этом этапе – грамотно организовать детей, проверить их готовность к занятию. Для этого педагог может использовать приемы, которые содержат занимательность, сюрпризность, загадочность.
Когда педагог видит заинтересованность детей, его задача провоцировать ребенка на включенность в процесс занятия. На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию. Например, использует затруднения взрослого или игрового персонажа при решении проблемной ситуации. Такой способ провоцирует ребенка на желание включиться в решение созданной ситуации. Педагогу необходимо выслушать предлагаемые решения каждого ребенка, обобщить их, совместно сформулировать и принять детскую цель. В вводной части ребенок должен понимать для чего и чем сейчас он будет заниматься.
Основная часть. После постановки детской цели педагог переходит в основную часть занятия. Действия ребенка на этом этапе будут происходить на основе актуальных представлений. Например, педагог создает затруднения: «Что за карта, а сможем ли мы отправиться в путешествие?», дети начинают «разворачивать» деятельность через собственные «пробы». На этом этапе важны эмоции педагога – удивления и восхищения. Например, эмоции одобрения в действиях, если даже решение данной ситуации противоречит ожиданиям педагога: «Ух ты! Ну давайте попробуем!», «Это поможет нам достичь цель? Конечно, давайте попробуем».
Педагог должен заранее подобрать задания по прогнозируемой проблемной ситуации. Например, «Не могу выполнить задания, ребята вы сможете помочь?». А также использовать в работе с детьми дифференцированный подход. Такой подход позволит педагогу создать у детей уверенность в своих силах.
В середине занятия педагогу необходимо включить новый материал или сведения. Например, затруднение – отличный повод для поиска новой информации. Для этого педагог готовит наглядную информацию, видео-ряд для полного погружения детей в ситуацию. Если некоторые дошкольники уже владеют информацией, не стоит их игнорировать, а лучше включить в совместное обсуждение по объяснению материала.
Заключительная часть. После получения нового материала, детям необходимо его применить и закрепить. Для этого педагог может организовать индивидуальную или коллективную деятельность. В этот период педагог анализирует на сколько дети поняли материал и могут его применять в практике. Такой подход к организации занятия поможет раскрыть малоактивных, застенчивых детей. Затем педагог анализирует «пройденный путь», уровень сложности и заинтересованности детей во время рефлексии.
Хочу предложить Вам пример этапов планирования занятия в возрастных группах Слайд №9
Занятие, как и любой режимный момент, педагог конечно же должен планировать заранее. Форму и способы фиксации содержания занятия с детьми воспитатель выбирает самостоятельно.
Слайд №10, №11 Ну и давайте рассмотрим Виды детской деятельности по ФОП ДО Ранний возраст от 1 года до 3 лет и дошкольный возраст от 3 лет до 8 лет
Теперь мы плавно подошли к структуре конспекта занятия Слайд №12
Тема: (титульный лист)
Цель:
Задачи:
Оборудование и материалы:
Виды деятельности:
Примерное время:
Ход занятия
1. Вводная часть
2. Основная часть
3. Заключительная часть
Степень подробности написания педагогом конспекта будет зависеть от его профессиональных компетенций и стажа работы. Например, молодому педагогу рекомендуют писать более подробный план, с конкретными речевыми формулировками, подробными задачами. Более опытному педагогу может быть достаточно краткого плана занятия.
Как контролировать организацию и проведение занятий
Конечно же это взаимное посещение ООД, тематический контроль, РМО.
Но контроль может быть и самоконтролем.
Предлагаю для ознакомления Вам чек-лист педагога по самоконтролю «Моё интересное занятие».
В чек-листе – конкретные пункты, они же подсказки для педагога по организации и проведению занятий в возрастных группах.
Совет
Самое главное – помните: анализируя занятия, не нужно оценивать детей, а нужно оценивать условия, которые создал для них педагог.
Слайд №13