Наталья Парфенова
Консультация для педагогов на тему «Организация утреннего круга»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему :
«Организация утреннего круга»
Подготовила:
Воспитатель 1КК
Н. П. Парфенова
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Организация утреннего круга“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утреннее приветствие, утренний круг
- Темочки
Одним из наиболее важных профессиональных умений педагога является организация и планирование режимных процессов. Воспитатель должен последовательно, с учётом возрастных особенностей детей формировать культурно - гигиенические навыки, проводить закаливающие процедуры, организовывать самостоятельную деятельность детей, выбирать оптимальные формы и методы работы, стиль общения.
Утренний круг - это часть режимного момента, проводимого в определенное время;
Прием детей начинается обычно с 7 и длится до 8 - 8 час. 30 мин., в зависимости от возрастной группы (от прихода ребенка в детский сад и до завтрака.)
Ежедневный утренний прием детей должен проводиться воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей, осматривают зев, кожу при наличии показаний измеряют температуру тела. В ясельных группах прием проходит с ежедневным измерением температуры тела. В период эпидемии гриппа – измерение температуры тела во всех возрастных группах ежедневно.
Если воспитатель внимателен, хорошо знает индивидуальные особенности детей, он может определить по внешнему виду, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, много двигаются. Если у воспитателя возникло подозрение, что ребенок нездоров, он беседует с родителями, узнает, как малыш спал, не жаловался ли на что-либо, и измеряет ему температуру.
Выявленные при осмотре дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.
Заболевшие в течение дня дети изолируются от здоровых детей в изолятор до прихода родителей.
Ребенка, который долго не посещал детский сад, нельзя принимать без осмотра его врачом или медицинской сестрой. Если ребенок пропустил детский сад более пяти дней, родители должны предоставить справку о том, что ребенок здоров.
Не для кого ни секрет, что большинство детей с трудом встают утром и идут в д/с. Ребенок замнут и обижен на всех сразу.
Задача педагогов в том, чтобы вызвать у детей расположение к детскому саду, вселить уверенность в то, что ребенку будет хорошо среди сверстников; чтобы каждый ребенок чувствовал себя в д/с комфортно, безопасно, знал, что его здесь любят, принимают таким, какой он есть и что о нем позаботятся. Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, они с большим желанием идут в детский сад.
Доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя, няни передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас». Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у ребенка будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детсаду.
Первая минутка – похвалы, добрые слова под музыку.
Музыка спокойная, добрая, снимающая напряжение – минута вдохновения.
В ясельных группах минута вхождения больше театрализованная: лиса, петушок, заяц, мишка…
Особого внимания требует ребенок, впервые пришедший в детский сад. Воспитатель занимает его игрушкой, отвлекает от грустных мыслей, стремится сделать переход из домашней обстановки в детский сад менее болезненным.
Наблюдательный воспитатель видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт : либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться.
Нежелание идти в сад иногда проявляется и у тех детей, которые давно посещают дошкольное учреждение. Причины могут крыться в состоянии здоровья ребенка, переутомлении, невыполнении взрослыми обещания и т. п. Иногда родители, торопясь на работу, начинают раздевать ребенка, вызывая его протест, или же, напротив, долго уговаривают. Воспитателю следует поговорить с такими родителями, убедить их в том, что все это отрицательно действует на малыша, отражается на его настроении и что после ухода близких он долго не может успокоиться. Чтобы быстрее отвлечь ребенка, следует переключить, его внимание на что-то интересное. Сделать это можно разными приемами: дать небольшое поручение, вместе понаблюдать за чем- либо интересным, предложить настольные, дидактические игры.
В случае если ребенок застенчив или стеснителен, или не в настроении, или по каким либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель может помочь ему:
подключить к играющим детям
помочь в выборе игры или игрушки,
или дать ему какое либо конкретное поручение;
либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться.
Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня.
Чтобы подготовиться к приему детей, воспитатель должен прийти в детский сад заблаговременно. Подготовить весь материал – игры, картины и т. д.
Принимать детей можно как на воздухе, так и в помещении.
В хорошую погоду прием детей в любое время года лучше проводить на свежем воздухе. Разумеется, из этого могут быть исключения.
Например,
• если воспитатель начинает работу с новой группой детей и еще не совсем хорошо знает их,
• или же принимает группу малышей, которые в первое время с трудом расстаются с близкими,
в таких случаях целесообразнее организовать прием их в помещении, где легче отвлечь детское внимание.
Во время приема детей следует обратить внимание на их внешний вид. Заметив неполадки, воспитатель предлагает ребенку привести себя в порядок, помогает ему.
Он приучает детей пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме, прическе, вырабатывая привычку быть всегда чистым и опрятным.
С младшей группы воспитатель приучает детей здороваться со всеми, кто их встречает, следит, чтобы они были вежливы и дружелюбны в обращении друг с другом.
Некоторые педагоги делают ошибку, когда говорят детям «когда приходишь в детский сад нужно здороваться». Надо здороваться со всеми кого встречаешь из знакомых людей, не только в детском саду.
Если прием проходит на участке, то при входе в помещение нужно предложить детям тщательно вытереть обувь или обмести ее щеточкой.
В раздевалке дети раздеваются, аккуратно убирают в свой шкафчик лишнюю одежду и переобуваются.
Воспитатель заранее продумывает, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. В это время дети в основном играют. Воспитатель подготавливает игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы детям было удобно взять их и играть, не мешая друг другу.
Воспитатель поощряет игры, возникающие по инициативе самих детей, помогает осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия. Он может предложить детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении. В утренние часы может быть организована трудовая деятельность детей.
В младшем возрасте детей воспитатель привлекает к уходу за растениями и животными (полить цветы, покормить рыбок, предлагает им переодеть куклу и т. д. Малыши выполняют трудовые поручения под его наблюдением и с его помощью.
В старшем возрасте дети дежурят в уголке природы.
В это время можно также проводить с детьми (со всей группой и индивидуально) различные наблюдения на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями и др. Вовлекая детей в различные виды деятельности, воспитатель формирует у них привычку быть занятым.
Закончив прием детей, воспитатель проверяет работу дежурных по уголку природы и приглашает детей на утреннюю гимнастику, которая проводится во всех группах, если позволяет погода на участке (в зависимости от времени года). Если погода не позволяет, то в хорошо проветренном помещении.
После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные накрывают столы, остальные дети играют в малоподвижные игры.
Деятельность в утренние часы приема осуществляется в соответствии с разработанными циклограммами в соответствии с возрастом. В циклограмме на каждый день расписана вся деятельность (игровая, трудовая, познавательная и т. д.)
В ходе работы воспитатель в соответствии с циклограммой, с блочно- тематическим планированием, отбирает карточки по видам деятельности на неделю для осуществления воспитательно-образовательной работы (если создана картотека)
Таким образом, организация утреннего круга включает в себя :
-Прием ребенка;
-Свободная игра,
Свободное общение;
-Самостоятельная деятельность
-Сопровождение самостоятельной деятельности;
-Индивидуальная беседа,
Индивидуальная работа;
-Планирование деятельности педагогом;
(В плане педагог отражает эти виды деятельности с указанием названия: дидактические игры и упражнения, подвижная игра (средней и малой подвижности, наблюдения, дежурство в уголке природы, по столовой, поручения, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фото и цели)
Т. е. Принципы на которых строится работа с детьми это
-свобода
-самостоятельность
-совместная работа
Важно помнить, что утренний круг - это не занятие. Поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми, позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, учиться управлять собой, своим временем, своим поведением, даёт возможность влиять на текущие события и формировать будущие.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы:
• Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.
• Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога).
• Демонстрировать своё собственное педагогическое и личностное отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его.
• Стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий.
• Предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них.
• Помогать ребятам выбирать и планировать работу.
• Оказывать поддержку всем детям, в том числе и имеющим особые образовательные потребности.
Воспитатель обеспечивает условия для разнообразной интересной самостоятельной деятельности детей. Для этого систематически меняет, обогащает игровую среду, т. е. Вносит новые или же позабытые пособия, которые будут способствовать возникновению игровых и творческих замыслов детей.
Благодаря такой организации данного компонента режим пребывания в детском саду у детей формуется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
Варианты игровых ситуаций, служащих основой для утреннего круга и позитивного настроения.
" День улыбок "
Этот день в группе начинается с рисования улыбок :
- маминой помадой на стекле
- красками на воздушных шариках, бумажных тарелках и стаканчиках.
В центрах активности детям предлагается найти самую удивительную улыбку (для этого понадобятся фотографии улыбающихся людей, животных; фотоаппарат для фото - сессии, зеркала для практики)
В центре музыки самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем можно послушать аудиозапись песенки или разучить её.
В центре театрализации/книги - устроить весёлое представление.
В центре игры - организовать любимые игры под музыку.
День "Переучёта"
Пришёл день, когда нужно пересчитать всё, что есть в групповой комнате :
- игрушки,
- шарики в бассейне
- фломастеры в коробках
Во время группового сбора эта работа будет спланирована и распределена между участниками. В конце дня самым усердным счетоводам выдаются дипломы.
" День, когда всё наоборот "
Детям предлагается потрудиться над путаницами, а также:
- послушать " Путаницу" К. Чуковского в аудиозаписи или живом чтении;
- распутать " самую запутанную путаницу " (для этого используются любые основы с отверстиями, шнурки, тесьма или ленты)
- запутать её снова, чтобы было, что распутывать другим детям
Во время группового сбора воспитатели могут предложить игры с клубками, словесные игры - перевёртыши, а в Центрах активности детей будут ждать лабиринты, задания на сообразительность.
" День сказки "
В этот день с самого утра предстоит наряжаться и " превращаться " в различных сказочных персонажей, а значит и вести себя так, как это делал бы выбранный герой, говорить и действовать от его имени.
Приветствия:
- типичные приветствия
- приветствия с действиями (с обниманием, с похлопыванием по плечу)
- стихотворные приветствия:
Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.
Я люблю свой детский сад,
В нём полным - полно ребят,
Может - сто, а может двести,
Хорошо, когда мы вместе.
Все на месте
Все ли тут
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.