Степаненко Татьяна
Консультация для педагогов «Организация работы по речевому развитию в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов:
Тема: "Организация работы по речевому развитию в ДОО"
Цель: Повышение квалификации педагогов по вопросам организации и проведения работы по речевому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении.
Время проведения: 40 минут
План консультации:
1. Введение (2 минуты):
• Приветствие и знакомство с участниками консультации.
• Объявление темы и цели консультации.
• Краткий обзор важности речевого развития для дошкольников.
2. Теоретические основы речевого развития (5 минут):
• Рассмотрение понятия "речевое развитие" и его составляющих (фонетическое, лексическое, грамматическое, семантическое и речевое).
• Обсуждение роли педагога в процессе речевого развития детей.
3. Организация работы по речевому развитию в ДОО (10 минут):
• Рассмотрение основных направлений работы по речевому развитию в ДОО:
o Создание благоприятной речевой среды в группе.
o Использование различных методов и приемов работы над речью (беседа, дидактические игры, чтение, драматизация, упражнения на развитие фонематического слуха и др.).
o Интеграция работы по речевому развитию с другими видами деятельности детей (игровой, трудовой, музыкальной, изобразительной и др.).
o Координация работы педагогов и логопеда в вопросах речевого развития детей.
• Обсуждение опыта работы педагогов по организации речевого развития в группах.
4. Методический аппарат и материалы для работы по речевому развитию (10 минут):
• Презентация и обсуждение различных методических пособий, игр, упражнений, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
• Рассмотрение возможностей использования современных информационно-коммуникационных технологий в работе по речевому развитию.
5. Практическая часть (10 минут):
• Педагоги могут поделиться своими находками, опытом, эффективными приемами и методами работы по речевому развитию в группах.
• Обсуждение и анализ представленных педагогами опытов, поиск новых идей и решений.
6. Заключение (3 минуты):
• Подведение итогов консультации.
• Формулирование основных выводов и рекомендаций.
• Ответы на вопросы педагогов.
• Благодарность за активное участие в консультации.
Материалы для педагогов:
• Презентация к консультации.
• Список литературы по теме речевого развития.
• Методические пособия, игры, упражнения для работы по речевому развитию.
• Бланки для фиксации опыта работы педагогов.
Рекомендуемая литература:
1. Венгер А. Л. Психологический словарь. – М. : Педагогика, 1990.
2. Леонтьев А. Н. Психология. – М. : Лабиринт, 1997.
3. Мещерякова Н. Н. Речевое развитие детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
4. Пидкасистый П. Я. Логопедия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
5. Савенкова Л. В. Речевое развитие детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
Желаем всем педагогам плодотворной работы и успехов в развитии речи детей!
Введение
Добрый день, уважаемые педагоги!
Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Организация работы по речевому развитию в дошкольном образовательном учреждении".
Сегодня мы поговорим о том, как организовать работу по речевому развитию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Речевое развитие является одним из приоритетных направлений работы с детьми дошкольного возраста, так как речь является важнейшим средством общения, познания мира и саморазвития ребенка.
Речевое развитие является одним из важнейших аспектов воспитания и обучения детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях (ДОО). Речь является основным средством общения и самовыражения, а также играет решающую роль в формировании личности ребенка. Оно включает в себя формирование у детей навыков общения, понимание и использование родного языка, развитие связной речи, грамматического строя, словаря, фонематического восприятия и др.
В данной консультации мы поговорим об организации работы по речевому развитию в ДОО и рассмотрим основные принципы и методы, которые могут быть использованы педагогами для развития речевых навыков у детей.
Основные принципы организации работы по речевому развитию в ДОО
1. Индивидуальный подход: Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому важно подходить к каждому ребенку индивидуально и учитывать его индивидуальные особенности и потребности.
2. Систематичность: Речевое развитие должно быть систематическим и постоянным процессом, который включает в себя регулярные занятия и мероприятия.
3. Игровая деятельность: Игровая деятельность является одним из важнейших инструментов речевого развития, поскольку она позволяет детям свободно выражать свои мысли и чувства.
4. Коммуникация: Коммуникация является важнейшим аспектом речевого развития, поскольку она позволяет детям общаться с окружающими и выражать свои мысли и чувства.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, речевое развитие детей включает в себя следующие направления:
1. Развитие связной, грамматически правильной речи.
2. Обогащение активного и пассивного словаря.
3. Развитие фонематического восприятия и правильного звукопроизношения.
4. Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции.
5. Воспитание культуры речевого общения.
Для организации работы по речевому развитию в ДОУ необходимо создавать благоприятную речевую среду, которая включает в себя наличие разнообразных книг, игрушек, картинок, плакатов, аудио- и видеоматериалов, а также правильную организацию пространства группы (разделение на зоны для разных видов деятельности).
Рассмотрим некоторые методы и приемы работы по речевому развитию в ДОУ.
Методы организации работы по речевому развитию в ДОО
1. Речевые игры: Речевые игры являются одним из эффективных методов развития речевых навыков у детей. Они могут включать в себя различные виды игр, такие как "Игра в слова", "Игра в предложения" и т. д.
2. Чтение: Чтение является важнейшим аспектом речевого развития, поскольку оно позволяет детям расширять свой словарный запас и развивать свои навыки выражения мыслей.
3. Рассказы: Рассказы являются одним из важнейших инструментов речевого развития, поскольку они позволяют детям выражать свои мысли и чувства.
4. Контрольные задания: Контрольные задания могут быть использованы для оценки речевых навыков детей и выявления области, в которых они нуждаются в дополнительной поддержке.
Приемы работы по речевому развитию в ДОО
1. Чтение художественной литературы:
o Ежедневное чтение стихов, сказок, рассказов, которые вызывают у детей интерес и желание слушать.
o Выразительное чтение с использованием интонации, темпа, пауз, мимики и жестов.
o Работа с книгой: рассматривание иллюстраций, обсуждение содержания, пересказ прочитанного.
2. Беседы на различные темы:
o Беседы на темы, близкие детям (о семье, друзьях, любимых занятиях, правилах поведения и др.).
o Беседы с элементами вопросов и ответов, которые стимулируют детей к активному участию.
o Беседы с использованием наглядного материала (картинок, схем, таблиц).
3. Словесные игры и упражнения:
o Игры на развитие фонематического восприятия ("Шумовые игры", "Подбери слова на данный звук", "Чьего звука больше?", "Что изменилось в слове?" и др.).
o Игры на развитие связной речи ("Доскажи словечко", "Кто быстрее", "Сложи предложение", "Сказка по картинкам" и др.).
o Игры на обогащение словаря ("Что лишнее?", "Назови противоположное слово", "Подбери синонимы, антонимы" и др.).
4. Ролевые игры и драматизация:
o Ролевые игры, в которых дети учатся общаться в различных речевых ситуациях (приветствие, просьба, согласование действий, спор, извинение и др.).
o Драматизация сказок и историй, которые способствуют развитию выразительности речи, правильного дыхания и артикуляции.
5. Логопедические занятия:
o Занятия с детьми, имеющими речевые нарушения, направленные на коррекцию звукопроизношения, фонематического восприятия, развития связной речи и грамматического строя.
o Использование логопедических упражнений и игр в группе для профилактики и коррекции речевых нарушений.
6. Дыхательная и артикуляционная гимнастика:
o Дыхательная гимнастика для развития правильного дыхания, которое является основой речевого дыхания.
o Артикуляционная гимнастика для развития правильного звукопроизношения и дикции.
7. Использование наглядного материала:
o Картинки, схемы, таблицы для обогащения словаря и развития связной речи.
o Наглядный материал для работы над грамматическим строем (схемы предложений, таблицы склонений и спряжений, карточки с предлогами и т. д.).
Для организации работы по речевому развитию в ДОУ необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. При организации работы по речевому развитию важно учитывать и следующее:
• Создание благоприятной речевой среды в группе: наличие книг, картинок, плакатов, аудио- и видеоматериалов.
• Интеграция речевой деятельности с другими видами детской деятельности: игровой, трудовой, изобразительной, музыкальной.
• Виды речевых занятий: В ДОО могут проводиться различные виды речевых занятий, такие как:
• Коллективные занятия: Коллективные занятия могут быть использованы в речевом развитии детей в ДОО. Например, можно проводить коллективные занятия по чтению, разговорам, играм и т. д.
• Использование музыки и ритма: Возможность использования музыки и ритма для развития речевых навыков у детей, включая пение, танцы и другие музыкальные активности.
• Речевые игры
• Чтение
• Рассказы
• Диалоги
• Речевые упражнения
• Речевые задания. Речевые задания могут быть использованы в речевом развитии детей в ДОО. Например, можно использовать речевые задания для развития фонематического сознания, словарного запаса и т. д.
• Роль педагога в речевом развитии: Педагог играет решающую роль в речевом развитии детей в ДОО. Он должен создать благоприятную среду для развития речевых навыков, включая организацию пространства, материалов и оборудования, использовать различные методы и техники, а также предоставить детям возможность для практики и развития их речевых способностей.
• Роль родителей в речевом развитии: Родители играют важную роль в речевом развитии детей. Они могут поддерживать речевое развитие детей дома, используя различные методы и техники, такие как чтение, разговоры, игры и т. д.
• Координация работы педагогов по речевому развитию с родителями детей, информирование их о достижениях и проблемах речевого развития ребенка.
• Контроль и коррекция речевого развития детей, выявление и устранение речевых нарушений.
• Мониторинг речевого развития: Мониторинг речевого развития детей является важным аспектом работы педагога в ДОО. Педагог должен регулярно мониторить речевое развитие детей, чтобы выявить области, которые требуют дополнительной поддержки.
• Использование технологий в речевом развитии: Технологии могут быть использованы в речевом развитии детей в ДОО. Например, можно использовать компьютерные программы для развития речевых навыков, такие как программы для развития фонематического сознания, словарного запаса и т. д. Возможность использования игровых технологий, таких как компьютерные игры, мобильные приложения и другие интерактивные игры, которые могут способствовать развитию речевых навыков у детей.
Заключение
Организация работы по речевому развитию в ДОО является важнейшим аспектом воспитания и обучения детей. Используя основные принципы и методы, которые были рассмотрены в данной консультации, педагоги могут создать благоприятную среду для развития речевых навыков у детей и помочь им стать уверенными и эффективными помощниками.
Надеюсь, данная консультация поможет вам в организации работы по речевому развитию в ДОО. Желаю вам успехов в вашем нелегком, но очень важном и нужном деле!