Евгения Прокудина
Консультация для педагогов «Организация работы ДОУ с детьми группы риска»
▼ Скачать + Заказать документы
Семьям группы риска уделяется особое внимание, так как именно в семье формируется отношение ребёнка к самому себе и к окружающим его людям, в ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли и закладываются основные ценности жизни.
Рассматривая понятие «дети группы риска», нужно отметить что, прежде всего это риск для самих детей, а не только риск, причиняемый обществу детьми данной категории. Дети группы риска - это дети, находящиеся под воздействием каких-либо нежелательных факторов, и постоянно подвергаются риску потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.
Публикация «Консультация для педагогов „Организация работы ДОУ с детьми группы риска“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
В психолого-педагогической литературе нет единого мнения о том, кого можно отнести к этой группе. Принадлежность детей к группе риска обусловлено различной неблагоприятной этнологией, т. е. имеет разные социальные корни. Основные причины попадания детей в группу риска - это такие обстоятельства жизни как, например пьянство родителей и их асоциальное поведение, жестокое обращение с детьми, отсутствие постоянного места жительства, а также побеги из дома, конфликты со сверстниками, чрезмерная опека со стороны взрослых и т. д.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.2008 года принимает за основу термин «дети в трудной жизненной ситуации» - это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Понятие «дети группы риска» подразумевает следующие категории детей:
• дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
• дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
• дети из неблагополучных, асоциальных семей;
• дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
• дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций, к снижению у детей эмпатии. Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.
Существует определение семьи группы риска социально опасного положения – это семья, которая в силу различных жизненных обстоятельств испытывает затруднения в воспитании ребёнка и (или) не должным образом осуществляет его воспитание, что сказывается на поведении ребёнка, приводит к нарушениям в его развитии, а также риску социально опасного положения и социального сиротства несовершеннолетнего.
К семьям группы риска (СОП) относятся: семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет; опекунские семьи; семьи, использующие неконструктивные методы воспитания (физические наказания, издевательства, угрозы и т. д.); семьи с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития и нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы; семьи, где хотя бы один из родителей злоупотребляет психоактивными веществами, где частыми являются скандалы, конфликты. Все эти факторы снижают способность семьи реализовывать функцию воспитания, развития и социализации ребёнка. Неблагополучие в семье ведет к нарушению полноценного развития детей. Очень часто дети живут в таких семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой. Ребенок из семьи СОП и «группы риска» имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Жизнь детей в социально-педагогических учреждениях не может заменить им опыт семьи и родительскую любовь. Дети тяжело переживают отрыв от семьи и по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье. Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе.
Тревожность таких детей, их неуверенность приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается нормальное развитие чувств детей. Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».
Рассмотрим подробнее категории детей группы риска и алгоритмы работы с ними в ДОУ.
Особенности социализации детей — сирот. Вплоть до подросткового возраста общение детей – сирот обусловлено наставлениями и правилами, исходящим от ограниченного круга взрослых. В результате у детей не развиваются адекватные формы общения, отсутствуют навыки решения проблемных ситуаций, ограничен личный опыт взаимодействия с окружающими. Работу по нормализации социального развития детей – сирот целесообразно проводить последующим направлениям:
1. Формирование умения адекватно принимать себя и других людей:
2. Формирование умения осознавать причины и последствия своих действий.
3. Формирование умения находить выход из трудных ситуаций.
4. Формирование умения понимать и принимать чувства другого человека.
Ребёнок в алкогольной семье. Употребление спиртных напитков приводит к рождению детей с различными отклонениями в психическом и физическом развитии (задержка роста, характерная лицевая аномалия, мозговая дисфункция и др.) Исследования показали, даже если ребёнок из алкогольной семьи не имеет явно выраженных соматических нарушений, у него наблюдается отставание в интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной поведенческой сферах. Так, игры детей 2-4 лет однообразны и примитивны. Из игрушек он предпочитают шумящие, свистящие, гремящие. Во время игры у них часто меняется настроение: оживление переходит в крик и плач. Дети не проявляют никакого интерес к книгам, они не могут сфокусировать своё внимание даже на ярких картинках и отвлекаются на любые раздражители. Навыки опрятности, самообслуживания не были сформированы ни у одного ребёнка в возрасте от1 до 4 лет. У детей алкоголиков в большинстве случаев наблюдается задержка в развитии речи.
У детей в алкогольной семье формируется твё рдое убеждение: если сам о себе не позаботишься, никто о тебе не позаботится. Формируется ещё один стереотип поведения, который дети заимствуют от своих родителей – отказ от активных действий при решении жизненно важных проблем. Безуспешные попытки изменить что – либо в семье приводят ребёнка к чувству беспомощности и убеждённости, что не стоит что — либо менять: всё равно ничего не получится. Постепенно дети привыкают к пассивному поведению, а их самооценка снижается.
Один из факторов, который определяет попадание ребёнка в группу риска, высокая вероятность различных видов насилия в алкогольной семье. Сексуальное насилие над ребёнком или присутствие ребёнка при насилии, которое совершается над его близкими людьми, вызывает у него сильнейший посттравматический стресс. Что же с этим можно сделать в условиях дошкольного образовательного учреждения?
В начале работы следует диагностическое интервью, в котором происходит работа с травмой. После диагностики проводится коррекция. Чтобы помочь таким детям необходимо сформировать у них определённые психологические качества, которые не были сформированы в семье: надёжную привязанность к матери, самостоятельность, навыки адекватной самооценки и самопринятия, умение общаться со сверстниками и взрослыми, навыки планирования и контроля своих действий. Подходы к решению обозначенных задач:
1. Необходимо наладить контакт с родителем, который не принимает алкоголь (чаще всего это мать). Зачастую женщины отрицают факты, связанные с алкоголизмом мужа (психологическая защита). Следует объяснить матери, какие последствия возможны из-за её поведения и поему её ребёнок часто болеет, агрессивно ведёт себя, бурно проявляет или скрывает свои эмоции.
2. Необходимо попытаться сгладить чувство вины матери, сфокусировать её внимание на возможном позитивном решении ситуации и переключиться с проблем мужа на свои собственные и проблемы ребёнка.
3. Внушить матери, что она способна помочь ребёнку и результат обязательно будет положительным.
Дети из неполных семей
Неполная семья - это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери – одиночки, а также женщины, которая решилась взять на воспитание ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими психологическими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокий родитель. Исследования врачей показали, что из четырёх компонентов здоровья (соматическое, психологическое, физическое, психическое) в неполных семьях первоначально нарушается соматическое и психологическое здоровье, в последующем – физическое и психическое. Для этих детей характерны пассивность, эмоциональная нестабильность, не стремление к положительной оценке своих действий, склонность к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Такие же трудности подстерегают родителей и ребёнка в семьях, переживших развод. Самооценка, общение, правила в семье и семейная система – главные средства достижения семейного счастья.
Психокоррекция детско-родительских отношений должна быть направлена на повышение у взрослых чуткости и внимания к проявлению у детей тревожности, депрессивного состояния. В коррекционной работе применяются различные методики. Среди многих методических приемов можно выделить методику диагностики эмоциональных связей. А также использование технологии активного слушания ребёнка взрослым. Использование данной технологии помогает добиться следующих результатов:
• Исчезают или значительно ослабевают отрицательные переживания ребёнка;
• Убедившись, что взрослый готов его слушать, ребёнок больше начинает рассказывать о себе; иногда в одной беседе «разматывается целый клубок проблем и огорчений»;
• Высказывая наболевшее, ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.
Кризисные ситуации в жизни ребёнка. В группу риска относятся и дети, пережившие стресс. Стресс может быть нескольких видов: эмоциональный (психологический, информационный и травматический. Информационный – когда человек пытается воспринять больший объём информации, чем это может сделать его мозг. Поступающая информация не успевает перерабатываться и осмысливаться, и, как следствие, человек не может принять верное решение в том темпе, который от него требуется. Эмоциональный (психологический) стресс - часто возникает как реакция на ситуацию опасности, обиды, горя, непонимания и т. д. Травматический – особая форма реакции организма. Она возникает тогда, когда психологические, физиологические и адаптационные возможности перегружены и начинается разрушение защиты. Возникновению переживания у детей дошкольного возраста могут способствовать следующие факторы:
• Шоковые психические травмы. Они обычно внезапны, отличаются большой силой и, как правило, угрожают благополучию или жизни в целом. Для маленького ребёнка любое неожиданное изменение ситуации (нападение собаки, удар грома) может стать психотравмирующим фактором;
• Травмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые (внезапная болезнь или утрата одного из родителей, ссора со сверстниками или оскорбительное поведение с их стороны и т. д.);
• Хронически действующие психотравмирующие ситуации, затрагивающие основные ценностные ориентации (внутрисемейные конфликты, чрезмерно жёсткие отношения со стороны кого-либо из родителей, неприятие со стороны воспитателя и др.)
• Ситуации, возникающие на фоне эмоциональной депривации, т. е. недостаточного проявления заботы, ласки, телесного контакта близкого взрослого.
Для начала проводят диагностику посттравматического стрессового расстройства. При обнаружении травматического стресса проводится коррекционная работа.
Дети «группы риска» проживают совершенно другой путь развития, чем дети из благополучных семей; они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов, насилие и т. д. Все пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, а оставляет свой след на психическом развитии ребенка.
Одно из актуальных направлений социально-психологического сопровождения детей в условиях ДОУ (раннее выявление и сопровождение семей группы риска социально опасного положения, а также раннее выявление случаев жестокого обращения с детьми) – это профилактика социально опасного положения. Основные формы работы педагога-психолога с детьми группы риска : наблюдение, беседа, диагностика эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, коррекционно-развивающая работа, мониторинг психологического состояния. Первостепенно важно квалифицированно провести диагностику личностного развития ребенка и определить, что является блокиратором психического развития ребенка. На основании данных, полученных в результате диагностики, составляется краткая характеристика ребенка с указанием того, что мешает ему нормально развиваться и вести себя без патологий. Затем на основе такого анализа составляется индивидуальный образовательный маршрут для каждого воспитанника.